fbpx

Три года в школе: что будет, если променять проектный менеджмент на работу учителя

АвторТетяна Ендшпіль
8 Червня 2018

Три года назад успешная проектная менеджерка Татьяна Эндшпиль решила пойти работать в школу учительницей программирования. Вот так увлекательно это все начиналось. Вот какими успехами учеников Татьяна действительно гордилась. А теперь учительница-волонтерка написала для Platfor.ma о том, как прошли эти три года, почему школа истощает и из-за чего учителю обязательно быть счастливым.

 

Татьяна Эндшпиль

Первый год школы прошел в состоянии аффекта. Меня бросало из стороны в сторону. То меня все жутко радовало, то невероятно бесило, один раз я даже расплакалась из-за того, что никак не могла понять, как составить «календарное планирование». Но в целом я была полна энтузиазма и любой, даже самый противный школьник мне очень нравился.

Работа в школе очень увлекательна. Ты постоянно готовишься к урокам, придумывая, как сделать их интересными, развиваешь свои социальные навыки и быстроту реакции.

Оказалось, что школа – как высококачественное реалити-шоу: ты очень быстро втягиваешься и с нетерпением ждешь новой серии. Через месяц ты уже знаешь, у кого новый парень, кто с кем подрался, кто купил новые кроссовки.

Я очень долго не могла разобраться с переменами, ничего не успевала и жутко уставала постоянно здороваться с детьми: ученик может прогулять твой урок, а потом еще трижды с тобой поздороваться. Я не знала, хорошо или плохо провожу уроки. Но за первый год работы мне вручили две грамоты.  Скажу честно, просидеть два часа на концерте районной самодеятельности – это еще тот вызов. Так что я очень рада тому, что меня больше не награждают грамотами.

Все, что для меня было важно – дожить до каникул и не наделать ошибок в классных журналах. Позже я узнала, что каникулы для учителя еще хуже уроков: ты продолжаешь ходить на работу, но теперь уже в роли Золушки: убираешь кабинет, заполняешь горы бессмысленной документации, готовишь детей к олимпиадам или конкурсам, просто дежуришь. К концу года, я так и не разобралась, как все устроено в школе.

На второй год пришло отрезвление.  От многих идей, с которыми я пришла работать в школу, пришлось отказаться. Например, звать узкопрофильных специалистов проводить уроки и делиться практическим опытом. В рамках классно-урочной системы сделать это просто невозможно. А свободное время после уроков у детей часто занято кружками, репетиторами и подготовкой к ЗНО.

Новые учебные программы оказались такими же устаревшими, как и старые. И хотя образовательная реформа принесла гуманизацию школам, стало понятно, что образование лучше не станет. За последние два года я была на конференциях, посвященных современным подходам в образовании, в Словакии, Израиле и Англии. С проблемами эффективности столкнулись все страны. Вот только Украина зациклилась на локальных устаревших формах и методах образования, пока другие говорят о том, что школьник должен стать частью мира, что нужно больше внимания уделять социальным и этическим вопросам, международным проектам, что работа в классе изжила себя, а учителей очень скоро заменят роботы и останутся только «рок-звезды», которые смогут устраивать на уроках шоу и мотивировать учеников.

Более того, сейчас во многих странах занимаются разработкой индивидуального плана обучения, где искусственный интеллект и нейросети определяют, какую нагрузку в изучении предметов давать каждому отдельному ученику, а учитель выполняет роль наставника.

В итоге у меня начались проблемы со здоровьем – вылезли все классические учительские болячки. Я не могла понять, как за полтора года работы в школе я умудрилась превратиться в старуху. Сначала я озлобилась на профсоюз учителей – ну чем они вообще занимаются? Почему у учителей нет нормальной медицинской страховки или бесплатной вакцинации от гриппа? Потом на общество, которое не может сформировать требования ни к учителю, ни к ученику. После этого – на государство, которому вообще все равно. И, в конце концов, на учеников.

Это и был мой переломный момент. Работая учителем, ты очень быстро выгораешь из-за постоянной усталости, нехватки денег и времени, невозможности изменить устаревшую систему. Ты становишься безразличным и апатичным. Я видела, как высококлассные учителя уезжали работать за границу, чтобы прокормить свою семью. Работа эта, к сожалению, никакого отношения к образованию не имела. Молодежь тоже не задерживалась в школах больше года. К тому времени я уже не могла вспомнить, почему решила стать учителем.

Мне кажется, по-настоящему хороший учитель должен быть счастливым. Только когда он счастлив, у него есть силы оставаться в школе, работать над саморазвитием и любить учеников.

А школа должна занимать не больше 30% остальной жизни. Учителю нужно дать больше времени для себя, и тогда он найдет время для каждого ученика и для создания крутых уроков.

Я решила, что единственный путь не сойти с ума и не возненавидеть своих учеников – это как можно сильнее разнообразить свою жизнь: спортом (cейчас я тренируюсь в среднем 10-12 часов в неделю), путешествиями, профессиональными курсами, встречами с друзьями, вечеринками и теми образовательными проектами, которые мне интересны. Очень помогает тайм-менеджмент. Конечно, у меня осталось совсем мало времени для сна. И не осталось вообще для спонтанных покупок.

Зато вот список некоторых крутых проектов, которые получилось реализовать в школе:

«Школа стартапов». Вместе с независимым бизнес-консультантом Евгенией Щербиной мы готовим шестерых десятиклассников по международной программе Young Entrepreneurship Program World ORT. Они уже год работают над реализацией своего инновационного изобретения – системы очистки окон для «умного» дома.

5 июля с 16:00 до 17:30 все желающие могут присоединиться к онлайн-презентации проекта и прототипа. Соревнуются восемь команд из шести стран. У школьников есть только четыре минуты, чтобы убедить компетентное жюри в жизнеспособности своей идеи. Победитель попадет на Unistream’s Entrepreneur of the Year competition (Хайфа, Израиль). Наша цель в том, чтобы, оканчивая школу, ученики уже запатентовали свое изобретение и подписали контракт с производителем или инвестором.

Школьное радио-шоу ZECH. Год назад пятеро школьников запустили свою музыкальную передачу на киевском 20FT radio, где они делятся своими музыкальными вкусами и идеями со всем миром. Никакой цензуры или вмешательства со стороны. Мы поставили только одно условие: всем – от названия, дизайна, промо передачи до технических моментов выхода в эфир – ученики занимаются самостоятельно. Первый выпуск смотрело онлайн 2000 пользователей.

Digital Media School. Наша школа создала что-то вроде пресс-центра. Ученики не только ведут школьный Инстаграм, но и генерируют 90% всего информационного контента: фотографируют и снимают репортажи из школьной жизни, создают образовательные видео, берут интервью, придумывают дизайн и рисуют анимированные заставки. В планах наладить онлайн-трансляцию со школьных событий и уроков.

Кроме того, в ближайшее время мы надеемся провернуть вот такое:

1) разработать и утвердить учебную программу «Фото, видео, звук»;

2) запустить вместе с Александром Скакуновым современные обучающие онлайн-курсы по информатике для школьников;

3) разработать вместе со школьниками брошюру по защите персональных данных и кибербезопасности, чтобы распространять среди учеников других школ;

4) привлечь бизнес в университеты и школы: компании бы были заказчиками, а студенты вместе с преподавателями разрабатывали решения для бизнеса, получая таким образом необходимый практический опыт.

Проблема только в том, что эти проекты никак не поддерживаются государством, все зависит от того, насколько я и мои друзья готовы уделять им время. И иногда это очень сложно. К слову, я по-прежнему считаю себя волонтером, а не «настоящим» учителем.

Сейчас у меня нет выходных, и не больше семи часов для сна. И если у вас есть сосед, который пылесосит в два часа ночи, не злитесь – это я и у меня нет другого времени для уборки, честное слово. Но я счастлива, интереснее работы у меня никогда не было.

Тем, кто хотел бы пойти работать в школу, я бы посоветовала очень хорошо подумать. Это экстремальный вид деятельности, и нужно быть к этому готовым. Хотя вполне возможно, что это будет лучшее, что происходило в вашей жизни, я бы подождала до того времени, когда государство предоставит учителю социальную защиту и гарантии.

Останусь ли я в школе? Конечно да, мой маленький крестовый поход еще не закончен. Давайте вместе рушить систему изнутри.

 

Фото: Наталка Дяченко для фестивалю «86»

Читайте більше цікавого