Превращать уроки в выборы древнегреческих богов, проводить гонки «Формулы-1» на скорость чтения и вместе с детьми ставить научные эксперименты, – это лишь небольшой перечень приемов, которые используют украинские учителя-новаторы, чтобы их ученики бежали в школу как на праздник. О том, как влюбить ребенка в свой предмет, вырастить его счастливым и успешным, для Platfor.ma рассказывают самые изобретательные педагоги из разных уголков Украины.
В перерывах между посещениями Гарварда и Принстона 71-летний Пауль Пшеничка обучает физике и астрономии черновицких школьников. Откуда свет в лампе? Почему днем небо голубое, а ночью черное? Кто его «красит» днем и «завешивает» ночью? Над подобными вопросами работают участники организованного Пшеничкой молодежного научного общества «Квазар». За 25 лет квазаровцы реализовали сотни проектов по математике, физике, информатике, астрономии, экономике, конфликтологии и лингвистике. Проектно-ориентированное обучение растит мыслящих людей – верит Пауль Францович, разработавший этот метод.
«В обычной школе ребенок боится допускать ошибки. Из-за этого во взрослой жизни он не решается действовать и становится неуспешным. А ведь даже Томас Эдисон создал свою лампочку только с десятитысячной попытки! Когда на пятитысячной его спросили: “Может быть стоит остановиться, раз ничего не получается?”, – он ответил: “Ни за что. Ведь теперь я ближе к цели на пять тысяч шагов!” Только преодолевая препятствия, ты чего-то добьешься. Как раз этому и учат проекты, когда ребенок решает конкретную научную проблему: как происходит падение капель, работает гравитация или как создавать на поверхности трехмерные изображения.

Миссия учителя в этом процессе – не столько дать информацию, которую можно найти в интернете или учебниках, сколько вдохновить на создание нового. Для этого на уроках я провожу необычные опыты: создаю огненные облака в пластиковых бутылках, превращаю розы в “стеклянные” или делаю так, чтобы предметы сами двигались вверх по наклонной плоскости. Мы обсуждаем эти опыты в непринужденной обстановке – с шутками, историями из жизни ученых, наших выпускников или учеников, опоздавших на урок. А потом я предлагаю: “А теперь попробуйте сами провести такой опыт. Возможно, у вас получится даже лучше”. И дети загораются.
Я мечтаю открыть для украинских детей лабораторию мирового уровня. И обсерваторию в центре города, куда будут приходить все желающие. Еще мечтаю повезти своих учеников в тур по лучшим техническим музеям Европы. И чтобы цены на авиабилеты никогда не мешали нам с учениками ездить на конференции в Сингапур или на Бали».
На занятиях с Глебом Капустиным дети устраивают выборы олимпийских богов, играют в морской бой и строят модели древних городов в компьютерных играх. Проработав шесть лет вожатым в детских лагерях и учителем в обычной школе, Глеб понял: чтобы ребенок захотел учиться, на уроках ему должно быть интересно.
«Я адаптирую программу Министерство образования, делаю ее более захватывающей. Например, изучая мифологию, мы проводим выборы греческих, римских или египетских богов. Дети разрабатывают предвыборную кампанию для Зевса, Аполлона, Гермеса и устраивают дебаты. А когда мы изучаем древние города, создаем их мини-модели в играх Minecraft и The Sims. Еще мы играем в настольные игры, например, в “Колонизаторов” и “Морской бой”. Во время игры дети быстрее усваивают материал. Кроме того, без теоретической базы ребенок просто не сможет играть. Это мотивирует его учиться.

Дети обычно не любят историю, потому что их заставляют зубрить миллион дат и фактов. Вместо этого я учу детей анализировать и видеть связь между событиями. На уроке, посвященном глобальному потеплению, я могу спросить: “Почему появились бумеранг, лук и стрелы?” Дети начинают размышлять и приходят к выводу, что поскольку крупные животные вымерли, а на маленьких сложнее охотиться, лук будет очень кстати.
Нельзя просто сказать: “Держи учебник. Дома выучишь с первого по пятый параграфы”. Детям нужен наставник, который доходчиво все объяснит. А дома они могут повторить материал, например, по визуальному конспекту, созданному на уроке».
Чтобы сделать уроки интересными и полезными, Виктория Биркович придумывает для своих учеников интерактивные упражнения. «Принц на цыпочках», «Домино», «Ажурная пилочка», «Бережки и речушки», «Шесть шляп» – в арсенале Виктории десятки игр с самыми диковинными названиями, благодаря которым дети влюбляются в школу раз и навсегда.
«Главная задача учителя младших классов – научить детей критически мыслить. Например, разбирая какой-то текст, мы часто играем в “Шесть вопросов” (Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?). С помощью игр можно развивать и другие навыки. Чтобы научиться бегло читать, мы играем в “Формулу-1”. В течение минуты дети читают текст и в конце ставят отметку “Формула-1”. Потом они читают его повторно, стараясь обогнать самих себя. Если получается, в тексте появляется пометка “Формула-2”. А чтобы развить внимательность и скорость мышления, у нас есть игра “Незнайка”. Я озвучиваю какой-то материал и намеренно делаю ошибки, а дети хлопают в ладоши, когда их замечают.

Я хочу, чтобы мои ученики с раннего возраста учились контролировать свое эмоциональное состояние – поднимать себе настроение и расслабляться. Для этого используем цветотерапию и разные упражнения – “Цветное настроение”, “День моего цвета”, “Радужный тоник”. А на уроках литературы делаем упражнения на дыхание, тембр и высоту голоса.
Основной принцип моей работы: учитель не учит, не воспитывает и не развивает, а сотрудничает с учениками, обучаясь и совершенствуясь вместе с ними».