Из-за цензуры в Китае нет Google и Facebook, зато есть множество невероятно популярных локальных сервисов. Впрочем, в последнее время западные корпорации решили это изменить и покорить один из ключевых рынков мира. Platfor.ma разбирается, какие конфликты из-за этого возникают и почему это важно для всего мира.
Вот 18-летний китайский юноша, который играет в баскетбол и смотрит голливудские фильмы про супергероев. Он планирует изучать химию в Канаде. А еще он никогда не слышал о Google и Twitter, а название Facebook встречал всего один раз. Дело в том, что в Китае выросло уже поколение молодых людей, не знакомых с самыми популярними мировыми онлайн-сервисами и привыкнувшими использовать исключительно национальный продукт.
Интернет-гиганты без Поднебесной
Google и Facebook в Китае не доступны. Теоретически жители страны могут пользоваться сервисами этих компаний через VPN, однако официально обе на китайском рынке не работают. Google ушла из Китая в 2010 году после безуспешных попыток борьбы с регуляторами за право работать без цензуры. А Facebook так и не открыл свое представительство, хотя предпринимал попытки не один раз.
Тем временем в стране появились свои, местные конкуренты крупнейших интернет-компаний. Например, Китай – едва ли не единственная страна в мире, в которой лидером рынка интернет-поиска является вовсе не Google, а местный проект Baidu. То же касается и рынка социальных сетей. Названия WeChat, Weibo, TikTok, Renren, QQ и YouKu ничего не скажут европейцу или американцу, но в Китае это мегапопулярные социальные сервисы с огромной аудиторией.
Вот, например, данные China Internet Report со сравнением западных и китайских сервисов:
Сегодня в Китае насчитывается около 770 млн пользователей интернета – больше, чем все население Западной Европы и Соединенных Штатов вместе взятые. Китайский рынок – это 20% населения планеты, которые активно сидят в интернете и приносят онлайн-компания колоссальные прибыли. Поэтому очевидно, что и Google, и Facebook хотят заполучить хотя бы часть этого рынка. Фактически, выбор стоит так: огромные доходы против некоторых уступок в плане демократических ценностей. Судя по всему, выбор был сделан: летом 2018 года Google и Facebook стали предпринимать активные шаги, направленные на выход на рынок Китая.

Google и Facebook идут в Китай
Недавно стало известно, что Google разрабатывает поисковое мобильное приложение для смартфонов, которое будет соответствовать строгим правилам цензуры Китая. Это означает, что спустя несколько лет корпорация все же согласилась пойти на уступки в цензурировании контента, которые и были главной причиной ее ухода с китайского рынка в 2010 году.
Тем временем Facebook пытается создать дочернее предприятие в Китае. Соцсеть заявляла, что планирует открыть «инновационный центр поддержки китайских разработчиков, новаторов и стартапов». Но менее чем за сутки после анонса об открытии этого центра китайское правительство отозвало разрешение, выданное компании. По слухам, против официального представительства Facebook выступило государственное управление по вопросам киберпространства КНР.

Как работает Великий китайский фаервол
Все дело в том, что появление на китайском рынке сопряжено с целым рядом трудностей для интернет-компаний. Во-первых, это выполнение требований по цензурированию контента. Уже много лет в стране действуют довольно строгие правила, регулирующих использование интернета. В Китае не только запрещают отдельные сайты, но и блокируют контент с определенными словами. А китайские пользователи сети создали свой собственный язык иносказаний, получивший название Grass-Mud Horse lexicon (слово Grass-Mud Horse – это еще одно название для альпаки, слово, которое на китайском языке звучит как ругательство). Китайские медиа собирают заблокированные в стране термины и ведут специальный словарь иносказаний, где, например, «папаша Хи» / Daddy Xi означает ник главы государства Си Цзиньпина.
А совсем недавно стало известно, что в Китае появилась платформа Piyao, цель которой – подавление распространения слухов, в том числе в популярных в стране соцсетях, например, в Weibo и WeChat. Запуск платформы в Китае объяснили тем, что слухи и ложная информация не только создают панику в обществе, а еще и влияют на фондовый рынок и состояние экономики в целом.

Google со вкусом цензуры
Готовы ли Google и Facebook работать в таких условиях? В начале августа стало известно о полусекретном проекте Google под названием Dragonfly. Такое название получил проект компании, который будет фильтровать контент в соответствии с требованиями властей. Версия Dragonfly для Android создается с весны 2017 года. Неизвестно, готовит ли Google веб-версию этого проекта, но сообщается, что Dragonfly будет автоматически удалять из выдачи сайты, заблокированные в Китае и работать в соответствии с черным списком запросов, в ответ на которые будут демонстрироваться пустые страницы.
Пока неизвестно, что же компания Google будет делать с обычным поиском. Такой же вопрос возникает и относительно деятельности соцсети Facebook, которая никак не отправиться от репутационных скандалов вокруг Cambridge Analitica и фейковых новостей. Готова ли Facebook работать в самом цензурируемом интернет-пространстве? И как такое решение отразится на популярность соцсети в странах «старых демократий»?

Сотрудники против
Вполне очевидно, что некоторое послабление собственных принципов ради китайского рынка безболезненно не пройдет. Всего несколько недель прошло с появления первых сообщений о проекте Dragonfly, как против проекта выступили сами сотрудники Google. Почти полторы тысячи членов компании написали открытое письмо руководству с требованием прекратить разработку поискового приложения с цензурой. В письме сотрудники потребовали создать комитет по этике, который будет оценивать проекты с точки зрения общечеловеческих ценностей и этичности их разработки.
В итоге гендиректор компании Сундар Пичаи все же подтвердил, что компания ведет работу над проектом, причем довольно давно, пообещал усилить контроль над ним. На конференции Wired он признал, что компания активно работает над выходом на китайский рынок, и заявил, что Dragonfly сможет отвечать на 99% запросов местных пользователей. Правда, при этом граждане Китая должны будут логиниться по номеру телефона, так что власти смогут отслеживать любые поисковые запросы.
Вряд ли в Google задумывались о подобном развитии событий, однако история с Dragonfly и возмущением сотрудников показала, что риски запуска этого проекта могут оказаться весьма и весьма высокими.
Более того, не только сотрудники Google высказали протест против попыток компании попасть на китайский рынок. Коалиция международных правозащитных организаций, среди которых Amnesty International, Human Rights Watch, Reporters Without Borders, PEN International обратилась к руководителю компании, обвинив Google в потворстве в нарушении прав человека и потребовала сохранить верность ценностям компании.

Дорогая китайская жертва Facebook
Тем временем Facebook, возможно, попытается создать специальный новый продукт для китайского рынка – с чего, собственно, и начала Google.
Однако очевидно, что контролировать и ограничивать соцсети сложнее, чем поисковую выдачу: социальной сети, вышедшей на китайский рынок, придется блокировать не только доступ к существующим сайтам, но и запрещать публиковать определенного рода информацию.
Иными словами, если Facebook решит выйти на китайский рынок, компании придется пойти на несколько весьма серьезных уступок. Во-первых, нужно будет полностью контролировать ситуацию, сотрудничая с местной компанией. Во-вторых, сервера должны быть в Китае. Также Facebook должен быть готовым предоставить властям доступ к данным об отдельных аккаунтах. И, конечно же, быть готовым удалять контент, который правительство посчитает незаконным или оскорбительным.
Нужно ли это соцсети? С одной стороны, компания сталкивается с замедлением темпов роста и с потерей интереса со стороны юных пользователей сети, которые предпочитают Instagram. С другой, этот процесс является естественным. Однако очевидно, что инвесторы, которые привыкли к впечатляющим показателям, недовольны.
Вряд ли Facebook, находящейся под прицелом и государственных структур, и обычных граждан, которые внимательно изучают политику конфиденциальности соцсети и принципы ее работы, нужны новые скандалы.
В целом Google показал, что готов на компромисс, чтобы попасть в Китай. Но компромиссы Facebook потенциально могут быть гораздо более болезненными для компании. Окажется ли готов к ним Марк Цукерберг? Вряд ли Facebook сможет сохранить свою приверженность демократическим ценностям – и одновременно удовлетворить требования Коммунистической партии по блокировке информации.

А нужны ли Google и Facebook Китаю?
В Китае выросло поколение пользователей, которые не знают названий Facebook и Google. А экспаты или люди, которые работают в этой стране по контракту, пользуются и американскими сервисами (через Tor и VPN), и китайскими. Журналистка издания Wired Кристина Ларсон рассказывает, что «китайское киберпространство – это весьма закрытая, но, в то же время, автономная экосистема. С одной стороны, иностранцы не пользуются Baidu, Alibaba и Tencent, а вот многие западные покупатели периодически пользуются китайскими онлайн-сервисами, причем, даже не подозревая об этом».
Китайцы вполне комфортно себя чувствуют в среде собственных внутренних онлайн-сервисов. Например, около 80% китайцев активны в WeChat и тратят на это приложение около 66 минут в день. А кроме того, многие китайские сервисы более функциональны и обладают целым рядом уникальных функций, которых нет в Facebook и Instagram. Антрополог из Великобритании Том Макдональд подчеркивает, что «поразительно, сколько здесь имеется сервисов, которые недоступны пользователям в других странах мира». Среди них – внутренние виртуальные деньги социальных сетей, с помощью которых можно вызвать такси и заказать еду или потратить на оплату электричества. В Китае есть свой аналог популярного приложения для знакомств Tinder, а социальные сети интегрированы с популярными онлайн-играми, что тоже способствует их популярности.
Сложившаяся экосистема онлайн-сервисов, которые покрывают потребности жителей страны, вряд ли допустит появление новых сервисов, а если конкуренты типа Facebook попытаются зайти на рынок, то, во-первых, им придется приложить огромные усилия просто чтобы добиться узнаваемости бренда, а во-вторых, скорее всего, существующее распределение сил просто проглотит новичка.