Китай-тай налетай: как Google и Facebook идут на моральные уступки ради огромного рынка КНР

АвторНадежда Баловсяк
7 Листопада 2018
підприємництво соцмережі

Из-за цензуры в Китае нет Google и Facebook, зато есть множество невероятно популярных локальных сервисов. Впрочем, в последнее время западные корпорации решили это изменить и покорить один из ключевых рынков мира. Platfor.ma разбирается, какие конфликты из-за этого возникают и почему это важно для всего мира.

Вот 18-летний китайский юноша, который играет в баскетбол и смотрит голливудские фильмы про супергероев. Он планирует изучать химию в Канаде. А еще он никогда не слышал о Google и Twitter, а название Facebook встречал всего один раз. Дело в том, что в Китае выросло уже поколение молодых людей, не знакомых с самыми популярними мировыми онлайн-сервисами и привыкнувшими использовать исключительно национальный продукт.

 

Интернет-гиганты без Поднебесной

Google и Facebook в Китае не доступны. Теоретически жители страны могут пользоваться сервисами этих компаний через VPN, однако официально обе на китайском рынке не работают. Google ушла из Китая в 2010 году после безуспешных попыток борьбы с регуляторами за право работать без цензуры. А Facebook так и не открыл свое представительство, хотя предпринимал попытки не один раз.

Тем временем в стране появились свои, местные конкуренты крупнейших интернет-компаний. Например, Китай – едва ли не единственная страна в мире, в которой лидером рынка интернет-поиска является вовсе не Google, а местный проект Baidu. То же касается и рынка социальных сетей. Названия WeChat, Weibo, TikTok, Renren, QQ и YouKu ничего не скажут европейцу или американцу, но в Китае это мегапопулярные социальные сервисы с огромной аудиторией.

Вот, например, данные China Internet Report со сравнением западных и китайских сервисов:

Сегодня в Китае насчитывается около 770 млн пользователей интернета – больше, чем все население Западной Европы и Соединенных Штатов вместе взятые. Китайский рынок – это 20% населения планеты, которые активно сидят в интернете и приносят онлайн-компания колоссальные прибыли. Поэтому очевидно, что и Google, и Facebook хотят заполучить хотя бы часть этого рынка. Фактически, выбор стоит так: огромные доходы против некоторых уступок в плане демократических ценностей. Судя по всему, выбор был сделан: летом 2018 года Google и Facebook стали предпринимать активные шаги, направленные на выход на рынок Китая.

Google и Facebook идут в Китай

Недавно стало известно, что Google разрабатывает поисковое мобильное приложение для смартфонов, которое будет соответствовать строгим правилам цензуры Китая. Это означает, что спустя несколько лет корпорация все же согласилась пойти на уступки в цензурировании контента, которые и были главной причиной ее ухода с китайского рынка в 2010 году.

Тем временем Facebook пытается создать дочернее предприятие в Китае. Соцсеть заявляла, что планирует открыть «инновационный центр поддержки китайских разработчиков, новаторов и стартапов». Но менее чем за сутки после анонса об открытии этого центра китайское правительство отозвало разрешение, выданное компании. По слухам, против официального представительства Facebook выступило государственное управление по вопросам киберпространства КНР.

Как работает Великий китайский фаервол

Все дело в том, что появление на китайском рынке сопряжено с целым рядом трудностей для интернет-компаний. Во-первых, это выполнение требований по цензурированию контента. Уже много лет в стране действуют довольно строгие правила, регулирующих использование интернета. В Китае не только запрещают отдельные сайты, но и блокируют контент с определенными словами. А китайские пользователи сети создали свой собственный язык иносказаний, получивший название Grass-Mud Horse lexicon (слово Grass-Mud Horse – это еще одно название для альпаки, слово, которое на китайском языке звучит как ругательство). Китайские медиа собирают заблокированные в стране термины и ведут специальный словарь иносказаний, где, например, «папаша Хи» / Daddy Xi означает ник главы государства Си Цзиньпина.

А совсем недавно стало известно, что в Китае появилась платформа Piyao, цель которой – подавление распространения слухов, в том числе в популярных в стране соцсетях, например, в Weibo и WeChat. Запуск платформы в Китае объяснили тем, что слухи и ложная информация не только создают панику в обществе, а еще и влияют на фондовый рынок и состояние экономики в целом.

Google со вкусом цензуры

Готовы ли Google и Facebook работать в таких условиях? В начале августа стало известно о полусекретном проекте Google под названием Dragonfly. Такое название получил проект компании, который будет фильтровать контент в соответствии с требованиями властей. Версия Dragonfly для Android создается с весны 2017 года. Неизвестно, готовит ли Google веб-версию этого проекта, но сообщается, что Dragonfly будет автоматически удалять из выдачи сайты, заблокированные в Китае и работать в соответствии с черным списком запросов, в ответ на которые будут демонстрироваться пустые страницы.

Пока неизвестно, что же компания Google будет делать с обычным поиском. Такой же вопрос возникает и относительно деятельности соцсети Facebook, которая никак не отправиться от репутационных скандалов вокруг Cambridge Analitica и фейковых новостей. Готова ли Facebook работать в самом цензурируемом интернет-пространстве? И как такое решение отразится на популярность соцсети в странах «старых демократий»?

Сотрудники против

Вполне очевидно, что некоторое послабление собственных принципов ради китайского рынка безболезненно не пройдет. Всего несколько недель прошло с появления первых сообщений о проекте Dragonfly, как против проекта выступили сами сотрудники Google. Почти полторы тысячи членов компании написали открытое письмо руководству с требованием прекратить разработку поискового приложения с цензурой. В письме сотрудники потребовали создать комитет по этике, который будет оценивать проекты с точки зрения общечеловеческих ценностей и этичности их разработки.

В итоге гендиректор компании Сундар Пичаи все же подтвердил, что компания ведет работу над проектом, причем довольно давно, пообещал усилить контроль над ним. На конференции Wired он признал, что компания активно работает над выходом на китайский рынок, и заявил, что Dragonfly сможет отвечать на 99% запросов местных пользователей. Правда, при этом граждане Китая должны будут логиниться по номеру телефона, так что власти смогут отслеживать любые поисковые запросы.

Вряд ли в Google задумывались о подобном развитии событий, однако история с Dragonfly и возмущением сотрудников показала, что риски запуска этого проекта могут оказаться весьма и весьма высокими.

Более того, не только сотрудники Google высказали протест против попыток компании попасть на китайский рынок. Коалиция международных правозащитных организаций, среди которых Amnesty International, Human Rights Watch, Reporters Without Borders, PEN International обратилась к руководителю компании, обвинив Google в потворстве в нарушении прав человека и потребовала сохранить верность ценностям компании.

Дорогая китайская жертва Facebook

Тем временем Facebook, возможно, попытается создать специальный новый продукт для китайского рынка – с чего, собственно, и начала Google.

Однако очевидно, что контролировать и ограничивать соцсети сложнее, чем поисковую выдачу: социальной сети,  вышедшей на китайский рынок, придется блокировать не только доступ к существующим сайтам, но и запрещать публиковать определенного рода информацию.

Иными словами, если Facebook решит выйти на китайский рынок, компании придется пойти на несколько весьма серьезных уступок. Во-первых, нужно будет полностью контролировать ситуацию, сотрудничая с местной компанией. Во-вторых, сервера должны быть в Китае. Также Facebook должен быть готовым предоставить властям доступ к данным об отдельных аккаунтах. И, конечно же, быть готовым удалять контент, который правительство посчитает незаконным или оскорбительным.

Нужно ли это соцсети? С одной стороны, компания сталкивается с замедлением темпов роста и с потерей интереса со стороны юных пользователей сети, которые предпочитают Instagram. С другой, этот процесс является естественным. Однако очевидно, что инвесторы, которые привыкли к впечатляющим показателям, недовольны.

Вряд ли Facebook, находящейся под прицелом и государственных структур, и обычных граждан, которые внимательно изучают политику конфиденциальности соцсети и принципы ее работы, нужны новые скандалы.

В целом Google показал, что готов на компромисс, чтобы попасть в Китай. Но компромиссы Facebook потенциально могут быть гораздо более болезненными для компании. Окажется ли готов к ним Марк Цукерберг? Вряд ли Facebook сможет сохранить свою приверженность демократическим ценностям – и одновременно удовлетворить требования Коммунистической партии по блокировке информации.

А нужны ли Google и Facebook Китаю?

В Китае выросло поколение пользователей, которые не знают названий Facebook и Google. А экспаты или люди, которые работают в этой стране по контракту, пользуются и американскими сервисами (через Tor и VPN), и китайскими. Журналистка издания Wired Кристина Ларсон рассказывает, что «китайское киберпространство – это весьма закрытая, но, в то же время, автономная экосистема. С одной стороны, иностранцы не пользуются Baidu, Alibaba и Tencent, а вот многие западные покупатели периодически пользуются китайскими онлайн-сервисами, причем, даже не подозревая об этом».

Китайцы вполне комфортно себя чувствуют в среде собственных внутренних онлайн-сервисов. Например, около 80% китайцев активны в WeChat  и тратят на это приложение около 66 минут в день. А кроме того, многие китайские сервисы более функциональны и обладают целым рядом уникальных функций, которых нет в Facebook и Instagram. Антрополог из Великобритании Том Макдональд подчеркивает, что «поразительно, сколько здесь имеется сервисов, которые недоступны пользователям в других странах мира». Среди них – внутренние виртуальные деньги социальных сетей, с помощью которых можно вызвать такси и заказать еду или потратить на оплату электричества. В Китае есть свой аналог популярного приложения для знакомств Tinder, а социальные сети интегрированы с популярными онлайн-играми, что тоже способствует их популярности.

Сложившаяся экосистема онлайн-сервисов, которые покрывают потребности жителей страны, вряд ли допустит появление новых сервисов, а если конкуренты типа Facebook попытаются зайти на рынок, то, во-первых, им придется приложить огромные усилия просто чтобы добиться узнаваемости бренда, а во-вторых, скорее всего, существующее распределение сил просто проглотит новичка.

Найцiкавiше на сайтi

Беду накликали: какие данные мы отдаем интернету и почему это опасно

В эпоху смартфонов, приложений и геолокации информация о любом человеке доступна в сети на расстоянии двух кликов. Это его интересы, путешествия, и даже истории взаимоотношений с противоположным полом. Но кроме данных, которые человек размещает сам, в той или иной степени осознавая, что он делает эту информацию публичной, есть и другое. Мы мало представляем себе, какого рода досье на нас хранится на серверах Google, Facebook, Instagram, WhatsApp, Apple, Viber, «Новой почты» или Uber. Да, мы подозреваем, что эти компании знают о нас многое. Но часто не задумываемся над тем, какие объемы данных они контролируют и, самое главное, как могут их использовать. Platfor.ma разбиралась, как же так.

В сентябре 2017 года французская журналистка Юдит Дюпорталь запросила у сервиса Tinder все данные, которые он хранил о ней и ее активности. Компания ответила на запрос, прислав 800-страничный документ с подробнейшей информацией. В документе содержалась вся активность журналистки на сайте с момента регистрации в 2013 году, включая даты авторизации, отправленные сообщения, лайки из Facebook и многое другое.

Уже в феврале этого года журналист из Новой Зеландии Ник Вайгам решил проанализировать, какие данные хранятся в его профайле в соцсети Facebook. Среди этих файлов он нашел не только всю историю сообщений, но и личные документы, в том числе счета за квартиру и даже старые видеоролики. Позже выяснилось, что соцсеть хранит еще и контакты всех людей, которым звонили пользователи Android.

Facebook одним из первых позволил своим пользователям просмотреть такую информацию. Скачать ее не так уж сложно – Facebook не прячет эти данные и прямо на главной странице настроек можно найти ссылку «Скачать копию ваших данных на Facebook». Вот она. Размер файла с данными зависит от длительности и активности использования социальной сети, но в любом случае в нем вы найдете все фото, сообщения, пересылаемые документы и размещенные записи в своем профайле.

Например, мой архив за восемь лет активного использования соцсети составил 200 мегабайт. Там можно найти не только фотографии и все свои записи, но еще и истории сообщений, а также список контактов с номерами телефонов людей, с которыми вы общаетесь. Если на телефоне установлено приложение Facebook Messenger, то в скачанном архиве обнаружатся еще и метаданные об отправляемых и получаемых СМС.

Не менее интересным будет и архив Google, который поисковая система тоже предлагает скачать всем желающим. Размер этого архива для меня составил более 8 гигабайт, правда, львиную долю в нем занимает содержимое электронной почты Gmail. А кроме того, все фото, сообщения и, самое интересное, история посещений и история пользования картами.

Крупные компании, построившие свой бизнес на хранении и управлении пользовательскими данными, позволяют скачивать эти архивы и, при желании, удалять информацию о себе, равно как и свои аккаунты. Другое дело, что удаленная информация будет еще полгода хранится на серверах этих компаний, но таковы требования американского законодательства, в соответствии с которыми работают Facebook и Google.

А вот какие данные о своих пользователях берегут крупные украинские сайты и возможно ли удаление зарегистрированного на них аккаунта.

«Новая почта» хранит номер телефона и город регистрации, указанные самим пользователем, на странице клиента может размещаться список операций, можно указать карту для получения денежного перевода. Возможности удалить аккаунт нет, по крайней мере, она не очевидна и кнопка для этого действия не видна.

Интернет-магазин «Розетка» хранит данные клиента после его заказа – адрес, телефон, e-mail. Есть в акаунте и множество других полей (про детей, животных, автомобиль, увлечения), но их заполнение не является обязательным. Удаление аккаунта также неочевидно, если оно и есть (нам найти не удалось), то клиенту нужно будет потратить время, чтобы обнаружить ту самую кнопку.

Авторы портала электронных петиций на сайте президента Украины – одни из немногих, которые при регистрации предлагают пользователям согласиться с тем, что их персональные данные будут обрабатываться. Но чтобы завершить регистрацию, нужно воспользоваться либо электронно-цифровой подписью, либо идентификатором Bank ID – возможностью идентифицировать себя с помощью своей банковской карты Приватбанка либо Ощадбанка. Есть еще третий способ – с помощью своего идентификационного кода, но на его использование нужно два дня.

Еще один неудаляемый аккаунт – почта на ukr.net, разработчики которой тоже не особенно побеспокоились о том, чтобы рассказать, какая информация о пользователе хранится и как удалить аккаунт. А вот раздел «Конфиденциальность» написан сухим языком юридических документов, напоминающих длинные «простыни» банковских документов, которые хочется быстрее подписать и отдать клерку. Слова «Володілець» и обороты типа «знеособлені дані для таргетингу рекламних та/або інформаційних матеріалів» могут напугать человека, не разбирающегося в тонкостях интернет-рекламы. Удалить аккаунт тоже не так и просто.

В целом украинские компании работают с данными не так уж прозрачно и понятно, а, главное, очень рады зарегистрировавшемуся пользователю, но не особенно хотят давать ему возможность перестать быть их клиентом.

Не рви сеть: правила этикета современного интернета

22 Жовтня 2016

Интернет – особый мир, где есть свои правила, нормы и этикет. Platfor.ma сформулировала десять пунктов, на которые стоит обратить внимание, чтобы вас считали человеком разумным даже в таком безумном месте как интернет.

Времена изменились. Множество людей практически переселились в интернет и чат для них – не только способ швырнуть другу видео о том, как совенок играет с котиком (кстати, вот оно), но и рабочий инструмент. Поэтому не стоит продолжать писать так же, как будто на дворе все еще времена ICQ.

 

Привет

как дела?

:))))

слушай

есть вопрос

точнее, идея

а!

хотя стоп

я ж сам могу

все, уже не надо

:))

 

Безудержно нажимать Enter при отправке своих посланий, особенно малознакомому человеку – невежливо. Здороваться в интернете вовсе необязательно, а сакральный вопрос «как дела» вводит в ступор слишком многих, чтобы мучить им всех людей. Попробуйте писать сообщения из более чем двух слов – и люди отблагодарят вас развернутыми и полезными ответами, даже если вы будете просить денег в долг.

Time Well Spent: чому сповіщення крадуть наш час і як їх перемогти

АвторМаша Фронощук
28 Березня 2018

У середньому людина перевіряє смартфон 150 разів на день. І це тільки смартфон, а ще ж є і сповіщення на ноутбуках та інших гаджетах. Рік тому співзасновниця Platfor.ma Марія Фронощук спробувала взяти під контроль вплив технологій на своє життя, а потім випадково дізналася про рух Time Well Spent. Його ідеологи закликають міняти сервіси таким чином, щоб вони не відволікали людей, а допомагали їм сфокусуватися на важливому. Чого Марія і вам бажає. здесь этот текст можно прочитать на русском.)

Уявіть, що видатні вчені минулого починали б день не з роздумів про те, як влаштована гравітація й атоми, або ще з чогось важливого, а з розглядання фото в Instagram і гортання стрічки Facebook. Потім вони розбирали б пошту від повідомлень Групону і LinkedIn, а за секунду до найбільшого відкриття їх відволікало би сповіщення зі Slack. Момент геніальної еврики був би втрачений назавжди. Приблизно такими словами творці Dropbox пояснюють, як сучасні технології відчайдушно змагаються за нашу увагу і відбирають її в інших занять, винаходячи для цього все більше маніпуляцій.

Я зовсім не видатна, але минулої весни помітила, що занадто часто відволікаюся. Якісь хвилинні справи затягуються на годину, а робочий день – до півночі. Починаючи з невинного TED-ролика на YouTube, ти закінчуєш десятигодинним ретро-відео з аеробіки, а потім розумієш, що сидиш і безнадійно скролиш стрічку Facebook, геть забувши, навіщо взагалі її відкривала. На зустрічах твій телефон завжди повинен бути в полі зору – раптом хтось напише, і навіть на відпочинку, де ти ніби й так відволікаєшся від роботи, потрібно обов’язково відволіктися ще на щось, наприклад, подивитися нові фото друзів.

Gmail, Slack, Asana, Facebook, Messenger, Instagram, Telegram, Pinterest, Pocket, Viber, Skype, Uber – це навіть не повний список сервісів, якими я користуюся кожного дня. Всі вони шлють мені якісь сповіщення тоді, коли заплановано алгоритмом або зручно якимось людям або виданням. Але не мені. Мені це майже завжди незручно – я або працюю, або вчуся, або відпочиваю. Якщо абстрагуватися від нав’язливого бажання бути завжди на зв’язку, то можна поставити собі питання: з якого дива взагалі хтось може вважати свої справи, прохання чи нагадування настільки важливими, щоб я неодмінно мала все залишити і приділити увагу саме йому?

В якийсь момент, після чергового дня зі шквалом дзвінків і повідомлень, я просто розлютилася і видалила зі смартфона всі програми соцмереж, а також відключила абсолютно всі сповіщення. А потім склала собі короткий графік того, коли буду перевіряти кожен із сервісів. Для екстрених ситуацій залишила тільки дзвінки. На щастя, за останній час тих, хто полюбляє дзвонити, настільки часто посилали горіти в пеклі, що дзвінків стало набагато менше.

Перший місяць такий детокс давався складно, але згодом кровна прихильність до смартфону, бажання перевірити пошту або стрічку, страх, що я пропускаю щось важливе, кудись зникли. Зараз у вихідний я часто можу вийти з дому взагалі без телефону, а на зустрічах до нього навіть не торкаюся.

Це дивно, і я сама була вражена, але за весь цей час, за цілий рік, не було жодної справи, яка постраждала б через те, що я не була на зв’язку цілодобово.

З-поміж іншого, досягти такого дзену мені допоміг Трістан Харріс і його рух Time Well Spent. Його думки здалися мені настільки світлими і доречними, що я вирішила переказати найважливіше.

 

Харріса та його рух називають чи не єдиним, що є спільного у Кремнієвої долини і совісті. Харріс закінчив Стендфорд за фахом «Комп’ютерні науки», де вивчав поведінкову економіку, соціальну психологію, а також способи зміни звичок і поведінки людей в Лабораторії технологій переконання (Persuasive Technology lab).

До 2016 року Харріс працював у Google, досліджуючи, як можна проектувати технологічні продукти так, щоб етично вберегти мільйони людей від маніпуляцій. А після заснував некомерційну ініціативу Time Well Spent – рух, який прагне ввести нові стандарти етичного дизайну. Саме показник time well spent (добре проведений час) Марк Цукерберг проголосив головною дизайн-метою Fаcebook на 2018 рік – велика перемога, навіть незважаючи на те, що до мети ще далеко.

 

«Леді і джентльмени, це мій Фейсбук»: якими були перші пости популярних блогерів

Фейсбук – найпопулярніша соцмережа України. Ми відшукали перші пости популярних українських блогерів, щоб подивитись, наскільки їх сьогодення відрізняється від перших кроків серед лайків та коментарів.

 

Це символічно, що я прибув до України і почав користуватись фейсбуком. ) Вітаю всіх. Шукаю в Україні нових друзів )

Gepostet von Майкл Щур am Dienstag, 19. Juni 2012

 

Підручник в сумці…. Що на думці?

Gepostet von Roman Skrypin am Dienstag, 26. Januar 2010