fbpx

Dutch Design Week: как дизайн радует, спасает и сходит с ума

АвторНадія Шейкіна
27 Грудня 2017

Недавно в голландском Эйндховене прошла Dutch Design Week. На одном из главных дизайнерских событий года впервые был и украинский стенд – а также журналистка Надежда Шейкина. Для Platfor.ma она написала о том, как дизайн может быть сумасшедшим, удобным и даже одновременно бессмысленным и полезным – и почему это важно.

Лишь 17% пространства наших домов активно используется для жизни. Зачем тогда нужно все остальное? Почему бы не сделать квартиры пластичными и многофункциональными? А что если поставить кровать в библиотеке и разделить гостиную с соседями? Или так: кладем порцию еды в полый «кирпич» из двух половинок, складываем мангал и разводим огонь. Сколько «кирпичей» использовали – столько и порций еды готовим. Дизайн – это не только когда красиво, это еще и о том, как нам жить счастливо, когда ресурсов будет меньше, а людей больше.

В общем, если вы все еще думаете, что дизайн – это о диванах и красивых канделябрах, отправляйтесь на Dutch Design Week в конце октября. Неделя дизайна в Эйндховене не оставляет камня на камне от этих стереотипов. Дизайн, представленный на ней, философски осмысливает потребности человека, спасает мир от пластикового хаоса и учит детей быть изобретателями. А еще в этом году в Эйндховене впервые был представлен отдельный украинский проект.

Для голландского дизайна важен не сам факт переработки и повторного использования, а поиски форм и фактур, которые можно получить в итоге. Скажем, возьмем вторичный пластик в пупырышки, с разноцветными вкраплениями или текстильными волокнами внутри. Делаем прорезиненные носки – и это новая обувь!

Из безликих сервизов получаются изысканные люстры, а если обить синим дерматином европалету, то будет красивая уличная мебель. При этом важно то, что использование вторсырья не делает предмет дешевым или неполноценным.

Студенты-предсказатели

В 90-е годы прошлого века в Эйндховене случился кризис – компания Philips, которая была крупнейшим предприятием города, перенесла производство в Азию. К счастью, вовремя подсуетились урбанисты, которые при поддержке местных властей перепрофилировали город и, по сути, спасли его судьбу. Сегодня на опустевших заводах и мастерских работают архитектурные бюро и дизайн-студии – им предоставили льготные условия аренды. А Эйндховенская академия дизайна, основанная в 1947 году, тем временем приобрела статус культового учебного заведения и стала инкубатором креативных мозгов.

Один из важных проектов Dutch Design Week – Graduation Show от выпускников этой самой академии. Студенческие проекты не стремятся соригинальничать во что бы то ни стало. Вместо этого они действительно погружаются в тему, продумывают мысль до конца и показывают, что из этого вышло. Интересный и слегка чуждый для нас принцип: неприменимый к жизни результат – тоже результат! Все дело в том, что из таких исследований складывается базис для будущих социальных трендов, на них тренируется эмпатия и пластичность мышления. Так что в любом случае все не зря.

Поэтому готовых решений здесь мало, чаще это концепты в духе «а что если?»

А что если бандаж для капельницы будет похож на модный городской рюкзак? / проект Humanising the White Building от Alissa Rees
А что если убрать из состава моющих и косметических средств 80% воды? / проект Twenty от Mirjam de Bruijn
А что если создать книгу, которая по пунктам расскажет детям о смерти, похоронах и почему одни плачут, а другие стараются улыбаться? / проект Death Education от Sojung Lim
А что если попробовать предотвратить эрозию почв при помощи конструкций из гофрокартона с песком и семенами травы внутри? / проект Desert Pioneer от Thom Bindels
А что если переосмыслить промышленное наследие города Девентер и на заводе, который специализируется на литье металлических бочек, запустить производство городских скамеек? / проект Paperthin llatelier.com от Lauren Leerdam
А что если повседневный процесс одевания станет хореографическим этюдом? / проект Dress_de_Code от Dasha Tsapenko

Все это – выход за рамки, шаг в сторону, неожиданный поворот. Подобная креативность может и не принести очевидного результата, но – почему бы и нет?

Украинский проект

Проект Creative Ukraine: Between traditions and innovations организовали кураторы Ольга Богданова, Елена Оранская, Алена Соломадина и Катерина Соколова. 15 дизайнеров и студий из разных городов Украины показали себя на одной из ключевых локаций голландской недели дизайна – Temporary Art Centrum.

При этом украинский стенд вызвал интерес и даже попал в топ-10 обязательных для посещения по версии голландской прессы. Надо сказать, что голландцы ассоциируют нашу страну, прежде всего, с трагическими событиями последних трех лет и сбитым самолетом, а вот украинский дизайн – для них чуть ли не оксюморон. Тем интереснее было для местных это открытие.

Куратор и участница проекта рассказывает: 

Катерина Соколова

Я выставила в Эйндховене новый продукт – лимитированную коллекцию ваз и светильников Suprematic. Важно было получить профессиональный фидбек, увидеть реакцию потенциальных потребителей. Реакция оказалась позитивной, был интерес со стороны прессы, ритейлеров и галеристов. Я даже получила несколько предложений от европейских производителей выпускать мои предметы серийно. Было приятно наблюдать за удивленными лицами посетителей выставки, когда они узнавали, что мы из Украины. Думаю, нашим дизайнерам нужно стремиться к самоидентификации, только тогда украинский дизайн станет интересен миру. Кроме того, безусловно, нужно учиться! У голландцев – глубоким исследованиям и философскому подходу. У итальянцев – коммерческому подходу. А у скандинавов – дизайну, который не выходит из моды и служит людям нескольких поколений.

Публика, например, очень хорошо реагировала на рафинированную работу с деревом в мебели Юрия Рынтовта, а также вовсю рассматривала комод от Виктории Якуши и плитку от Сергея Махно, созданные с применением традиционных ремесленных техник. Посетители с собаками тем временем живо интересовались гаджетом для дистанционного взаимодействия с животными Petcube – одним из главных украинских стартапов.

Petcube – это, пожалуй, как раз хороший отечественный пример того, что дизайн – это вовсе не о красивых канделябрах. А о том, что благодаря прорывным идеям жить становится легче, интереснее – ну и, так уж и быть, – красивее.

Читайте більше цікавого