fbpx

Быть добру: почему в благотворительности нужно быть шустрым и креативным

АвторОльга Кудиненко
5 Червня 2018

Благотворительность – это ежедневный труд. Проблема в том, что форматы сбора денег, которые еще недавно собирали миллионы, вдруг перестают работать, и нужно придумывать что-то новое. Основательница фонда «Таблеточки» Ольга Кудиненко сформулировала для Platfor.ma краткий экскурс в креативность благотворительности и призвала помочь по-новому.

Для успешной работы благотворительного фонда вам нужно решить две основные задачи: выбрать социальную проблему и найти деньги на ее решение. Миссию можно не менять десятки лет, а вот искать деньги придется ежедневно, придумывая для этого все новые способы.

Я занимаюсь фандрейзингом семь лет. Сейчас в это сложно поверить, но в 2011 году в Украине нельзя было сделать благотворительный платеж в интернете. Поэтому у первого сайта фонда «Таблеточки» появилась кнопка «Помочь»: принимались любые банковские карты. Это был прорыв! Нам регулярно писали благотворители и восхищались тем, как же просто им стало помогать, не отходя от экрана.

Большую часть пожертвований на лекарства онкобольным детям мы собирали с помощью коммуникаций в Facebook. Это было несложно, ведь мы были одни из немногих благотворительных комьюнити в украинском сегменте соцсети. О нас писали СМИ, на нас подписывались все новые благотворители. Это было так свежо и легко, и мне казалось, что я гуру фандрейзинга и коммуникаций в благотворительности.

За эти семь лет в Украине появились тысячи новых социальных инициатив, которые подняли на поверхность сотни других проблем в обществе. Теперь каждый может сделать пожертвование одним кликом, соцсети завалены просьбами о помощи и завоевывать внимание благотворителей становится все сложнее.

Если в 2014 году украинская версия флешмоба IceBucketChallenge собрала для онкобольных детей почти 2 млн грн помощи, то в 2017 году флешмоб MoneyCanChallenge собрал только 400 000 грн. Лидеров общественного мнения чуть ли не каждую неделю призывают поучаствовать в благотворительных флешмобах и потому выхлоп от этого формата фандрейзинга с каждым разом уменьшается. К сожалению, флешмоб утратил свою силу и эффективность.

#IceBucketChallenge

 #MoneyCanChallenge

В поисках новых форматов я активно наблюдаю за тем, как собирают деньги западные благотворительные фонды. Их самые результативные акции по сбору средств проходят оффлайн. Например, беговые марафоны, благотворительные ужины, аукционы, продажа товаров с отчислением в чью-то пользу и так далее. Онлайн сервисы, как правило, только поддерживают то, что будет происходить в реальной жизни.

Однако оффлайн оффлайном, но нельзя игнорировать мировую статистику использования социальных сетей. Аудитория Facebook — 2,2 миллиарда активных пользователей ежемесячно, YouTube — 1,5 миллиарда (данные за апрель 2018 года). Невозможно не учитывать эти цифры, планируя свои фандрейзинговые активности.

В Америке уже давно привлекают YouTube-блоггеров для помощи благотворительным фондам. Один из самых крутых примеров – Project for Awesome с миссией «уменьшить говно в мире». Американцы объединяют топовых влогеров на двое суток в декабре и они рассказывают о том, почему благотворительность — это важно и как можно помочь тем, кому это нужно. Видео распространяют на своих площадках, а жертвовать призывают всех подписчиков. Проект начался в 2007 году. В 2012 году они собрали «всего» $405 тыс., в 2017 году — уже $2 млн. Два. Миллиона. Долларов.

В Европе эту же идею подхватили в Германии: влогеры сняли студию, в которой вели прямые эфиры, играли, устраивали музыкальные батлы и собрали 710 тыс. евро для семи благотворительных фондов. Правда, суммы впечатляют?

Вообще, для того, чтобы собрать внушительную сумму денег, можно не объединяться и использовать свой YouTube-канал самостоятельно. Именно так сделал американский влоггер Tyler Oakley на свой день рождения и собрал $525 тыс. для психологической поддержки молодых людей (13-24) из ЛГБТ-сообщества.

Еще один интересный вид фандрейзинга — онлайн-лотереи. И если в аукционах зачастую могут участвовать только состоятельные люди, то лотереи доступны большинству платежеспособных людей. К примеру, американцы придумали онлайн-лотерею Omaze.com, где разыгрывают уникальные лоты за минимальные ставки. Например, поездку на двоих во Францию на соревнования Tour de France можно выиграть с благотворительным взносом от 10 долларов и такой же суммой можно побороться за завтрак с самим Бенедиктом Камбербэтчем. Идея этой лотереи — не отталкивать микроплатежи, а наоборот дать людям шанс получить уникальный опыт и помочь другим. Эта платформа уже собрала более $100 млн для разных благотворительных фондов.

По данным Интернет ассоциации Украины, YouTube входит в тройку лидеров по посещаемости сайтов в Украине. И учитывая американский опыт, я думаю, нам тоже нужно активно развивать благотворительность среди влогеров и лотереи среди молодежи, а лучше всего — миксовать их. Здесь есть огромный потенциал и возможности – и мы их используем.

Так, 9-10 июня в Киеве пройдет третий фестиваль видеокультуры «ВидеоЖара». В рамках фестиваля компания-организатор – AIR совместно с фондом «Таблеточки» запустили проект «БЛОГОтворители и их суперсила». Топовые влогеры Украины выставили свои лоты и любой желающий может за них побороться, сделав благотворительный взнос от 10 грн. На собранные средства мы купим лекарства для онкобольных детей. Например, Ната Лайм, у которой 1,2 млн подписчиков на основном YouTube-канале и 300 тыс. на личном, разыгрывает поход в кино с собой. Все лоты можно посмотреть здесь.

Это новый формат сбора средств в Украине и одновременно воспитание культуры благотворительности у подростков. Может быть, у нас в садике и не учат песне Sharing is Caring («делиться – значит заботиться»), но в наших силах найти лидеров каждого поколения и вовлечь их в помощь. Помогать можно в новых интересных форматах (например, майнить благотворительность). И это легко.

Читайте більше цікавого