Кино, мультфильмы, реклама, музыкальные клипы, игры, видео-арт, веб-дизайн – несмотря на обманчивую детскость, анимация присутствует в нашей жизни повсеместно, став незаметной частью нашего окружения. Вместе с Анастасией Верлинской, программным директором Международного фестиваля актуальной анимации и медиа-искусства Linoleum (встречайте в Киеве с 6 сентября), Platfor.ma прошлась по чекпоинтам мировой анимации и составила карту трендов, которые управляют нашими вкусами.
Виртуальная реальность
Вначале 2017 года VR-анимация «Жемчужина» (Pearl) была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм». Выполненная в формате 360, анимация рассказывала историю отношений отца и дочери. Над проектом работала экспериментальная лаборатория ATAP компании Google, а мультфильм и сейчас доступен на YouTube.
На развитие виртуальной реальности ежегодно тратятся миллиарды долларов, совершенствуется гарнитура и технологии. Факт: творчество тем больше производит впечатление на своего зрителя, чем больше этот зритель сопереживает главному герою истории. VR абсолютизирует этот закон, буквально позволяя взглянуть на происходящее глазами героя.
А еще VR не только о потреблении, но и о сотворении. Легендарный диснеевский аниматор Гленн Кейн, автор «Русалочки» и «Тарзана», показал, как благодаря VR легким движением руки получается яркое и объемное изображение. Происходящее, кстати, напоминает сеанс магии и волшебства в одном авторитетном британском учебном заведении, взгляните сами:
Внедряют VR и украинские кинематографисты, правда, пока больше в промо. В формате 360 были сняты бекстейджи фэнтези «Сторожевая застава», а также истерна «Дикое поле».
Анимация на игровом движке
Продолжаются эксперименты в создании 3D-анимации на игровом движке. Речь идет не о разработке компьютерных игр, а о том, как с помощью игровых технологий и движков получать быстрый рендеринг в режиме реального времени. Сейчас он отнимает у аниматоров слишком много времени. К примеру, в современных играх за 1 секунду реального времени рендерится от 60 до 100 кадров. В анимации же рендер одного кадра может занимать от 1 до 8 часов, а одна секунда анимации – это 24 кадра.
Наверное, самым популярным игровым движком среди аниматоров является Unity. Он предоставляет готовые к применению функции для создания 3D-контента. В 2016 году команда Unity Demo сделала фильм «Adam». Используя бета-версию программы, команда испытала и наглядно продемонстрировала графические возможности движка для создания анимации. Adam взял множество престижных наград, посмотреть его можно на официальном канале разработчика:
Технические дефекты
«Уродство непредсказуемо, красота предельна», – вывел максиму итальянский философ Умберто Эко. Год назад мир взорвала запредельно уродливая и несовершенно прекрасная анимация Никиты Дякура «Ugly». Никита делал ее в программе Cinema 4D инструментами, совершенно не предназначенных для технических целей, которые преследовал аниматор. В итоге текстуры проваливаются, здания рушатся, объекты двигаются рандомно и кажется, будто вся картинка держится на волоске и через пару секунд поплывет глюками и обвалится. Дякур и команда назвали этот стиль уродливой динамикой.
«Ugly» стал настоящим фестивальным хитом, критики оценили новаторскую манеру Дякура, фильм получил престижные награды. А посмотреть новую работу Никиты «Fest» можно будет в сентябре на Linoleum, где она посоревнуется за главный приз международной конкурсной программы.
Развитие stop motion
Старая как мир, кукольная анимация все еще продолжает удивлять. На Comic-Con в Сан-Диего американская студия Laika («Труп невесты», «Коралина в Стране кошмаров», «ПараНорман») продемонстрировала новые технологии, что впервые будут применены в новой полнометражной анимации компании – «Недостающее звено» (Missing Link). Инженеры студии создали аппарат, позволяющий имитировать дыхание кукол. Теперь герои мультфильма могут дышать спокойно, задыхаться в испуге, а их грудная клетка может ходить ходуном в моменты движения, и волнения.
Такая, на первый взгляд, незначительная деталь делает картинку гораздо реалистичнее и является настоящей инновацией в столетней истории stop motion анимации.
Правда, преимущества тянут за собой и определенные неудобства для самих аниматоров. Теперь им приходится тщательно следить за тем, чтобы каждый персонаж в кадре не забывал дышать.
Еще один анимационный шедевр студии, «Кубо. Легенда о самурае», вышел в прокат два года назад. Во время работы над фильмом аниматоры вдохновлялись оригами, гохуа – традиционной живописью тушью и водяными красками на ткани или бумаги, и укиё-э – цветными гравюрами по дереву, изображающими эпизоды из повседневной жизни.
Но традиционное искусство Японии не только вдохновляло, но и бросало вызовы. Режиссер Трэвис Найт задумал создать иллюзию движущегося отпечатка по дереву и сделать самую красивую анимацию лица в истории stop motion. Однако технологий, подходящих для такой задумки, у студии не было. На помощь пришли из Stratasys – компании по разработке и изготовлению 3D-принтеров. Они предоставили аниматорам прототипы своих новых 3D-машин, еще не поступивших в продажу. Отказ от ручного производства и использование самого передового оборудования привели к тому, что кукольная анимация героев «Кубо» не уступает привычной 3D-графике дисней-пиксаровских и других коммерчески успешных полнометражных фильмов.
Появление всех этих инноваций внутри старейшего жанра мультипликации только подчеркивает его актуальность и сегодня. А неизменная верность трендсеттера и вундеркинда Уэса Андерсона («Бесподобный мистер Фокс», «Остров собак») – продолжает подогревать интерес самой широкой публики к stop motion.
Сел-шейдинг
Главная задача сел-шейдинга – стилизовать трехмерный объект, имитируя эффект нарисованного вручную изображения. Эффект достигается особыми настройками рендеринга и активно используется в компьютерных играх, мультфильмах и графическом дизайне. Главное преимущество сел-шейдинга состоит в том, что сцена, которая визуально выглядит двумерной, по своим техническим характеристикам все равно остается трехмерной. А это значит, что отрендерить ее можно в любом качестве и размере, что невозможно при работе с растровой графикой.
Этот эффект позволяет показать то, что сложно осуществимо в 2D, к примеру, подвижную камеру. Благодаря сел-шейдингу движения в таких сценах будут выглядеть естественно и реалистично.
Одним из лидеров по использованию такого анимационного приема в игровой индустрии является Telltale Games, компания-издатель приключенческих видеоигр, основанных на популярных телевизионных шоу и комиксах. Благодаря сел-шейдингу, трехмерные игры разработчика выглядят как ожившие графические новеллы:
Поклонники довольны, прибыль растет. А вот еще один пример удачного использования сел-шейдинга:
Соглашусь со всеми трендами, но VR и игровые движки для производства анимации — это вообще new black. Мейнстримом же есть и остается 3D-анимация. С ней работает большинство крупных студий, она повсеместно используется в коммерческих продуктах. Одна из причин в том, что 3D – самая гибкая технология и позволяет беспрепятственно вносить изменения на любом этапе производства.
Вообще, тренды в анимации — штука достаточно субъективная. По моему мнению, самое главное в любом анимационном проекте — история, а ее можно рассказать куклами, нарисовать на бумаге, сделать в 3D или VR. Но только интересную историю зритель проживет и запомнит. Конечно, очень важно рассказать ее умело, поэтому над мультфильмами работают тысячи талантливых специалистов, а бюджет крупных голливудских проектов превышает сотни миллионов долларов. Но, пусть это и прозвучит банально, главное – любить свое дело и отдаваться ему целиком. И все получится.
Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства Linoleum пройдет в Киеве с 6 по 9 сентября в Izone. Всего будет показано 250 фильмов из 40+ стран, включая спецпоказы эротической и хоррор-анимации, экспериментальной анимации и видео-арта, лекции и мастер-классы.