Принцип «20 на 80»: как мы попросили студентов и пенсионеров обменяться фильмами

АвторСаша Файна
7 Лютого 2019
Теги:
Експерименти кіно

После того, как братья Люмьер в конце ХІХ века создали «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», мир изменился, а с ним и кино. Оно прошло путь от элитарного развлечения до ежедневного досуга с ведром поп-корна с кока-колой, а вместо белых воздушных облаков на фоне синего неба в кадре появились Супермен и Железный человек. Предыдущее поколение выросло на советских фильмах, а современная молодежь вместе с независимостью стала смотреть другое кино. Или нет? Чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис, Platfor.ma предложила представителям совершенно разных возрастов посмотреть ленты по рекомендациям друг друга и поделиться впечатлениями.

В проекте приняли участие шесть человек: трое в возрасте 15-20 лет и трое – 60+. В итоге образовались пары, в которых каждый человек условно представлял свое столетие и свое кино. Задачей участников было назвать три фильма, которые бы они могли посоветовать друг другу, и один из них был обязателен к просмотру. Таким образом, 70-летний джентельмен мог смотреть «Дэдпула», а 16-летний абитуриент – «Берегись автомобиля». Куда могут завести разговоры о кино, можно прочитать ниже.

Цель этого проекта – показать трансформации, которые проходили в нашем обществе на примере кино. Как менялись вкусы, как менялись фильмы, как менялись технологии и как менялись мы.

Пара №1. Любительница Тарковского и анимешница

Татьяна Александровна, пенсионерка, 62 года
В молодости – киноманка. Любила  Тарковского, Гайдая, Захарова и Феллини. Уже много лет не смотрит современное кино. Любит ходить на выставки и слушать классическую музыку.  Не признает развлекательные фильмы и людей, которые едят во время просмотра (особенно поп-корн).

Смотрит: «Отель “Гранд Будапешт”».

«Отель “Гранд Будапешт”» (2014)
Гран-при Берлинского кинофестиваля, Золотой Глобус в категории «Лучший фильм –  комедия или мюзикл», 4 «Оскара». Режиссер – Уэс Андерсон.

Это скорее хорошо, чем плохо. «Отель “Гранд Будапешт”» – это психологическое кино. Я люблю такое.

Фильм все время держит психологический настрой. Как всегда, на первый план выходит вопрос человечности. Нужно всегда в этой жизни быть человеком.

Я бы его не пересматривала. Одного раза достаточно. Я смотрю кино эмоционально. Мне нравится по несколько раз смотреть душевные фильмы. В этом фильме есть эмоции. Но сказывается то, что мы сейчас живем в рациональном веке, поэтому и кино снимают рационально. Это означает, что сильные эмоции быстро гасятся. Как, например, в этом фильме.

Этот  фильм мог бы получить какие-то награды. Он неплохой. Я ничего не понимаю в современном кино, но мне показалось, что фильм сделан на высоком уровне.

Я не знаю, есть ли среди моих знакомых кто-то, кому бы я могла посоветовать «Отель “Гранд Будапешт”». Возможно, дочери.

Оля, студентка, 19 лет
Увлекается японской анимацией. Любит пересматривать один и тот же фильм по несколько раз. Считает, что кино должно менять человека.

Смотрит: «Солярис».

«Солярис» (1972)
Премия «Сатурн» от Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов в номинации за лучший научно-фантастический фильм. Гран-при жюри и приз международной ассоциации кинокритиков на Каннском кинофестивале в 1972 году. Режиссер – Андрей Тарковский.

Фух, теперь хочу прочитать книгу. Минутку, надо все переварить.

Мне понравилось, но я слишком мало поняла. Сложилось такое впечатление, что вопросы, которые там были подняты, недостаточно точно сформулированы. Например, о любви. Одна из главных героинь была сконструированной копией другой женщины. Она осознавала, что не является человеком, но все равно считала себя им. Можем ли мы называть ее человеком?

В фильме говорится, что любовь к человечеству или любовь к Земле невозможна, потому что, по сути, сама любовь – это только боязнь потери. Фильм много говорит о человечности и этим уже поднимает для меня интересный вопрос.

В «Солярисе» очень хорошие звуковые эффекты, которые нагоняют тревогу. Также запомнила, что некоторые кадры были цветные, а некоторые – черно-белые. Но я не очень поняла, что этим хотели сказать. А это точно должно что-то значить.

Не понравилась затянутость некоторых сцен. Возможно, в определенных случаях она была специально создана для эффекта театрализации. Но мне кажется, что совсем необязательно показывать, как актер дышит, в течение нескольких минут.

Еще мне не понравилось отношение к женщинам в фильме. Я понимаю, что это такие времена были, но героиня ни разу не была сильным персонажем.

Если бы мне нужно было написать, о чем этот фильм, в Твиттере, то я бы выбрала фразу, которая была в начале фильма: «Нравственной или безнравственной науку делает человек». Она очень хорошо отражает всю суть ленты. У нас нет никаких догадок о замыслах Соляриса. И через форму мыслей другого человека мы можем разобраться в происходящем.

Я люблю фантастику, но у меня очень сложные отношения со сложными работами. Я знакома с очень узким кругом вещей. Я часто пересматриваю какой-то фильм по 500 раз, так как он входит в мою зону комфорта. Я думаю, что «Солярис» мог бы войти в этот круг, но он очень тяжелый сам по себе. И я бы его пересматривала до того момента, пока бы полностью не поняла. Но после этого отложила бы.

Я думаю, что «Солярис» – это фантастика. И мне кажется, что он произвел если не фурор, то серьезное впечатление на общество того времени.

Пара №2. Бывший КГБ-шник и студентка факультета английской филологии

Юрий Андреевич, пенсионер, 65 лет
Служил в КГБ, сейчас пенсионер. Пишет стихи, любит фотографию, играет на музыкальных инструментах. Считает, что лучшие фильмы – фильмы про любовь. Все зубы выбили в драках, в основном, за женщин. Владеет джиу-джитсу.

Смотрит: «Американская история Х».

«Американская история Х» (1998)
Дебютная работа режиссера Тони Кэя и сценариста Дэвида МакКенны. Находится на 311-й позиции в рейтинге «500 величайших фильмов всех времен и народов» по версии журнала «Empire», в рейтинге IMDb  – 33-е место в списке 250 лучших фильмов. Фильм критиковали за слишком жестокие сцены насилия, что позже признали одним из элементов, придающих картине большую правдоподобность. В картине слово «fuck» звучит 214 раз.

Очень жестокий фильм. Я больше кино про любовь люблю.

Фильм не в моем вкусе. Это расовая тюремная тема. Здесь много злости. Я не люблю, когда показывают слишком много грубости.

Самое главное, что я вынес из фильма … я где-то записал эту мысль (открывает блокнот – прим. авт.): «Не настолько жизнь короткая, чтобы делать зло».

Очень много негритянских лиц в фильме. Может, кому-то и нравится, но мне сложно. Хотя я явно не расист. В моей жизни было такое, что я ухаживал за Глухманом Гентереем Мотилевичем. Это иудейская тема. Я ухаживал за ним, как за своим ребенком. Мне по барабану, кто там кто по национальности, лишь бы человек был хороший.

Главный герой все-таки разочаровался в этой свастике, пошел на путь истинный. Но жалко его брата, получается, младшего-то.

После «Американской истории Х» мысли какие-то в голове останутся. Но вот эти американские фильмы – они мне чужды. Не знаю, почему. Особенно полуфантастика, спецэффекты всякие – вообще не воспринимаю. Так уж моя душа хочет. Детям это нравится, а мне нет.

Саша, студентка, 19 лет
Кино смотрит мало. Нравится, когда в фильме герой оказывается в нестандартной ситуации. Считает большинство современных фильмов однотипными. Учится жонглировать, играть на гитаре и ездить на самокате. Занимается кемпингом. Помогает подруге в съемках фильма для поступления в университет в США.

Смотрит: «Три тополя на Плющихе»

«Три тополя на Плющихе» (1967)
Черно-белый фильм Татьяны Лиозновой. Снят по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шабловке». Обладатель первой премии на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1969) и приза Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1970).

Хороший фильм. Добрый. Посмотрела на одном дыхании.

Мне понравился фильм. Но мне кажется, что сейчас такого бы не сняли. Там нет динамики. Сделать одну поездку в такси целым сюжетом для фильма (и достаточно интересного фильма) – это многого стоит.

Человек сейчас настолько скучно может прожить один день, что смотреть про это же в кино ему будет неинтересно.Люди бы не смотрели такие вставки, как женщина хозяйством занимается, сейчас это бы была нарезка кадров, которая длится секунд 15 максимум. Это был бы большой город, они бы потерялись, потом нашлись и т. д. Это не был бы фильм, основанный на ситуации одного дня.

Сейчас какие-то изменения проходят дольше. Поэтому нам нужно снимать фильмы про 100 лет, которые мы запихнем в один час, посмотрим быстренько нарезку и все.

Много персонажей запомнилось. Был грубый мужчина, муж, абсолютно без каких-либо чувств к своей женщине. У него было такое отношение, что она – назойливая муха, бегает все время и что-то рассказывает, а он отвечает ей грубо, чтобы она от него отстала. Была наивная женщина, которая себя обманывала, думая, что она счастлива. Был таксист, который подвозил красивую девушку, внешность которой, как мне показалось, совпала даже с какими-то нынешними идеалами красоты. Но она его не зацепила. Со злым лицом ехал и все. И эта наивная женщина тоже сначала не вызвала никакой реакции, но потом он как-то подобрел и стал совсем другим человеком. Такие приемы, в основном, используют, чтобы какие-то комические моменты обыграть.

Сейчас в трагических фильмах должна быть трагическая музыка, герои все «насуплені», все должно быть плохо, кто-то умер, кто-то кого-то не нашел, все потерялись, а здесь все не так. Спокойные эмоции, но при этом передается какая-то грусть и сожаление. И этот фильм наталкивает на то, чтобы подумать, что ты в своей жизни делаешь не так. Ведь женщина, которая делала все для своей семьи, и у которой было все, оказалась несчастлива. Потому что у нее было все, кроме любви. И в простом ненапряжном фильме это очень задело.

Я увидела такие кадры, ракурсы, съемки, которые много используются. Они интересны тем, что там нет какой-то суеты, но, в то же время, это какие-то бытовые элементы, которые придают атмосферности. Они затрагивают какие-то частички души тем, что они очень детальные и ничем не нагружены, дают пространство подумать. Они формируют обстановку.

«Три тополя на Плющихе» – это фильм о женщине, которая себя обманывала. Это обычная советская женщина, которая жила для семьи. И тут к ней приходит счастье, но она все-равно возвращается туда, где ее дети, где ее дом. Что бы ни случилось, она всегда вернется туда.

Я бы этот фильм точно советовала. Хочу прийти домой, посадить маму смотреть. Хотя я думаю, что она его уже видела. Я бы посмотрела еще раз с другом.

Пара № 3. Постмодернист и гандболист

Анатолий Николаевич, директор спорткомплекса, 78 лет
Любит историческое кино. Считает, что фильмы должны воспитывать молодежь. Большую часть жизни работал с детьми, преподавал физкультуру. В молодости профессионально занимался гандболом. Встает в 5 утра, зарядку не делает, но следит за питанием. Свободное время проводит на даче.

Смотрит: «Бойцовский клуб».

«Бойцовский клуб» (1999)
Фильм Дэвида Финчера, снятый по одноименному роману Чака Паланика. В 90-е годы вызвал общественный резонанс. Отзывы критиков и зрителей были весьма спорные, а при бюджете в 63 миллиона долларов в США фильму удалось собрать лишь 37.  Через 10 лет Деннис Лим написал в The New York Times, что «Бойцовский клуб» – культовый фильм нашего времени. На IMDb лента входит в десятку лучших.

Это очень опасный фильм. Психологический. Я такое не очень люблю, конечно.

Это чисто психологическая драма с разными трюками, поворотами в жизни, из которых вынести для себя много нельзя. Действует на человека с неуравновешенной психикой очень отрицательно. Особенно на молодого. В плане плохих примеров, в битв, взрывов и т. д. Думаю, что пользы от этого фильма много нет.

Фильм запоминается. Но только из-за крови, из-за драк, из-за этого бойцовского клуба. У нас тоже есть похожие бойцовские клубы. А ведь 15-20 лет назад в стране запрещали карате. Потому что научили тех людей, которые начали использовать эти приемы в своих целях – в отрицательных. Вот на таких людей фильм будет действовать. Он очень легкомысленный. Можно пива выпить и посмотреть, как драка идет. Как там все молотят подряд. Для человека, который принял какую-то таблетку и выпил стакан водки, этот фильм принесет очень опасные смыслы.

Сегодня я читал новость, что поймали кадра, который восемь банков ограбил в Киеве. Этот фильм для него – подходящий вариант. Тут можно выбрать какие-то моменты и использовать в своих интересах.

Я не думаю, что в то время тот фильм был популярным. Цель такого кино – заработать побольше денег. Если на трюки, допустим, потратили 10 миллионов, то заработали 30 или 100 миллионов. Эта финансовая подоплека заставляет людей изощряться и создавать такие страшные фильмы, где есть кровь, драки, насилие.

Мою психику уже не поменяешь, а вот компания соберется, накурится, напьется и этот фильм посмотрит. Отсюда начинаются всякие недоразумения и инциденты.

Валера, студент, 19 лет
Нравится философия постмодернизма. Не любит фильмы, где есть явно выраженное добро и зло. Одним из главных критериев хорошего кино считает игру актеров. Любимые – Леонардо Ди Каприо, Джонни Депп, Эдвард Нортон. Из вселенной Marvel нравится Дэдпул. Чаще всего пересматривал «Джанго освобожденного».  Очень тщательно подходит к выбору фильма.

Смотрит: «Белая птица с черной отметиной».

«Белая птица с черной отметиной» (1971)
Фильм режиссера Юрия Ильенко про события в селении на Буковине в период с 1937 по 1947 годы. История двух братьев, которых война вынуждает принять разные стороны. Фильм получил золотую медаль на МКФ в Москве и премию «Серябряные сирены» на кинофестивале в Италии.  

Такое себе. Но досмотрел до конца.

Я больше фанат постмодернистских вещей, где отсутствует добро и зло, а здесь явно есть хорошая и плохая сторона. Отчасти фильм похож на  «Тени забытых предков», но снят хуже, актерская игра тоже слабее, в принципе, за два раза я его осилил.

Это попытка показать события 30-40-х годов, как там жилось. Попытка развить конфликт – точнее, заметно, что это нужно было сделать, но удалось не до конца. Показать конфликт между братьями, когда они по разную сторону баррикад, и когда каждый герой должен был показать себя. Сюжетно это получилось, но форма подачи не очень.

Есть хороший парень Тарантино, который в два с половиной часа может впихнуть столько сюжетов, сколько это возможно. А здесь длится фильм полтора часа и есть моменты, которые очень и очень медленно развиваются. Здесь не хватило динамики и это можно было исправить, учитывая даже те ресурсы. Ты смотришь, как развиваются события в доме и думаешь: «Так-так-так, еще часочек и  я дойду до какого-то сюжета». Нет какой-то точки, кульминации, где ты понимаешь, что вот сейчас все пойдет. Здесь просто был плавный длительный переход.

Здесь показано, что с детства нужно выбирать какую-то сторону. То есть обязательно присутствует какая-то национальная идея. А мне кажется, что это уже как раз пережитки того времени.

Это далеко не самый лучший фильм тех времен. С точки зрения режиссуры есть много качественных советских фильмов, которые доказывают, что можно было хорошо снимать с теми средствами, которые имелись тогда. Конкретно этот – вряд ли. Есть список, который я бы посоветовал. Говоря про 80-е годы, «Бриллиантовая рука» и прочие работы из этой компании – действительно очень годные и сняты кошерно.

Найцiкавiше на сайтi

Геніальність під ключ: я на собі спробувала методи натхнення видатних людей. Ось результати

«Не варто чекати натхнення — за ним треба бігти з палицею», — любив говорити Джек Лондон. Інші видатні люди використовували безліч різних методів, щоб надихнутися та почати творити. Іноді ці методики були досить дивними — наприклад, блохи, запах гниття і миття посуду. Журналістка Катерина Марченко вирішила перевірити деякі з них на собі — і написала про це для Platfor.ma.

Очікування: 
Письменниця і королева французької словесності писала не тільки про права жінок на сексуальну свободу. Величезне місце в її творчості займали образи тварин. Тому не дивно, що Колетт надихали її домашні улюбленці, а саме французький бульдог Сусі і коти. Коли натхнення покидало письменницю – вона просто брала на руки Сусі і починала шукати бліх в його густій шерсті. Якщо ступор не минав — допомогали коти. Магічним чином пошук паразитів сприяв творчому підйому Колетт. Що ж, перевіримо.

Реальність: 
В моїх котів бліх немає, тому я вирішила залучити до експеримента Тішку, великого кудлатого пса, який живе в моєму дворі і користується повагою і авторитетом серед жителів будинку. А тому завжди ситий і добрий, а сьогодні ще й терплячий. У нього обладнано своє спальне місце в під’їзді, тому я знала, де його шукати.

А от пошук комах мені особливого задоволення не приніс. Але Тішці процес явно подобався, він раз у раз перевертався з одного боку на інший, мовляв, нічого там шукати, потрібно просто почухати його черевце. У самий розпал дійства сусіди, ніби змовившись, виходили з квартир по своїм справам, проходячи повз мене з німим запитанням в очах «Що це ти твориш, жінко?». Ми не так близько спілкуємося, тому перспектива стати «тією дивною сусідкою» мене не лякала. Я все чекала натхнення, методично перебираючи густу шерсть пса. Однак муза явно в цей вечір випивала з кимось в барі. І все, чого мені хотілося — скласти їй компанію.

Творчий результат: 
Білий пудель Франц виринув з підворіття, і квапливо поспішив уздовж вулиці. Раптом з’явилася зграя бродячих собак і оточила його. Нічого хорошого це не віщувало. Але і здаватися Франц не мав наміру. Він пішов в сторону потенційних кривдників, вирішивши діяти на випередження, і сказав:

— Ем .. Я можу вам чимось допомогти?

— Можеш. Я бачу, пес ти домашній, а значить освічений, — хриплим голосом відповів найголовніший зі зграї, — Допоможеш нам у філософській суперечці. Я, наприклад, згоден з думкою Канта і вважаю, що людина вільна як моральна істота, що творить культуру, але в емпіричному світі, де панує необхідність, людина не вільна.

— А я підтримую Гегеля і впевнений, що люди не вільні у виборі об’єктивних умов дійсності, але вільні у виборі засобів їх здійснення,— відповів його опонент.

— Що скажеш? — в один голос запитали вони.

«Гав-гав, — подумав Франц, — просто гав-гав …» 

Анімагія: як створюються сучасні мультфільми – на прикладі «Зоотрополісу»

АвторТорі Польська
31 Жовтня 2018

Скільки людей, годин та ресурсів потрібно, щоб створити анімаційний фільм з рейтингом 99% на Rotten Tomatoes? Разом з художницею американської студії Magic Hill Animation та ілюстраторкою в Disney Publishing Торі Польською ми зазирнули всередину мультфільму «Зоотрополіс» та на його прикладі розклали роботу аніматорів по поличках.

Місто Зоотрополіс. У центрі подій – кролиця Джуді Хопс, яка з дитинства мріяла стати поліцейською. Незважаючи на занепокоєння батьків, вона закінчує поліцейську академію з відзнакою та їде на пошуки щастя.

Як виходить, що ми віримо та співпереживаємо кроленятку-поліцейському? Як вигадана історія змушує плакати, сміятися та тим часом збирає мільйони доларів у прокаті? Створення мультфільмів – це, звісно, романтично, але перш за все це конвеєр. В хорошому сенсі.

Виробництво анімаційного кіно недаремно називають «pipeline». Пайплайн, він же конвеєр – це виробнича система, у якій робочий процес розділений на послідовні стадії, щоб підвищити продуктивність.

Від студії до студії, від режисера до режисера, від проекту до проекту виробничий процес змінюють і адаптують під потреби й можливості. Незмінними залишаються лише три основні етапи:

1. Препродакшн – формування ідеї та концепції;

2. Продакшн – робота над усіма задачами;

3. Постпродакшн – корекція, збір готового матеріалу.

Але відмотаємо трохи назад. Перед запуском конвеєр потрібно продумати та знайти кошти на запуск. Саме з планування починається виробництво анімаційного кіно.

Ідея – універсальне паливо для запуску будь-якого продакшну. Світла, свіжа, актуальна ідея, що запалить світло і натисне кнопку ON.

Анімаційний пайплайн

Важливо розуміти, що «ідея» – це і стартовий майданчик, і наставник на кожному етапі процесу. Ідея підказує, куди можна йти, а куди ні. Якщо дотримуватися цього простого правила – фінальний результат буде цілісним.

Розглянемо нудну попередню схему на прикладі дуже цільного та ідейного мультфільму студії Disney – «Зоотрополіс».

Кадр із фільму «Зоотрополіс»

Слухати видовище: Алла Загайкевич пояснює видатні саундтреки світового кіно

24 Січня 2018

Алла Загайкевич – українська композиторка, що поєднує роботу в жанрах симфонічної, камерної опери та сучасному медіа-мистецтві. Крім того, вона є авторкою музики до багатьох українських фільмів, серед яких «Мамай», «Поводир», «Жива ватра», – і до того ж володаркою «Золотої Дзиґи» від Української кіноакадемії в номінації «Найкращий композитор» за останній. Для Platfor.ma вона аналізує музику в кінематографі, що вразила та вплинула на неї найбільше.

На музику в кіно, чесно кажучи, ніколи не звертала особливої уваги. Хоча кіно любила змалку – в центрі Рівного був великий кінотеатр «Жовтень» (а ще – «ім. Шевченка», «Аврора”, «Партизан») тому ми з сестрою майже кожної неділі сиділи перед великим екраном.

Саме вона мене витягла влітку перед вступним іспитом у музучилище подивитися «Сталкер» Тарковського. Напевно, це й був той перший фільм, де я відчула, як може працювати музика, особливо – електронна музика. Пізніше зрозуміла, що роботи Едуарда Артем’єва в кіно – зразок справжньої професійної відданості: вони завжди оригінальні, в них немає й натяку на «жанрову референтність», яку часто помічаємо в сучасному «продюсерському» кіно.

Яскравий приклад – сцена переїзду на дрезині в Зону. Саме музичні засоби забезпечують нам відчуття переходу в іншу реальність.

З інших чудових робіт Артем’єва у фільмах Тарковського – океан у фільмі «Соляріс».

Маршрути лютого: події, що зроблять місяць добрішим

Хто ви­нен, що ро­би­ти і ку­ди піти – ось го­ловні питання людс­тва. Ре­дакція Platfor.ma на­ма­гаєть­ся відповіда­ти при­най­мні на ос­таннє з них.