fbpx

Основательно ушли: создатели Instagram покинули компанию. При чем здесь Facebook

АвторНадежда Баловсяк
1 Жовтня 2018

На прошлой неделе стало известно, что основатели популярного фотосервиса Instagram покинули проект. Хотя явно причины ухода они не озвучили, появилось множество предположений о том, что их решение связано с разными взглядами на развитие с Марком Цукербергом. Для Facebook, купившего Instagram в 2012 году за рекордную в то время сумму в $1 млрд, этот сервис является стратегически важным. Platfor.ma разбирается, что и как может измениться в Instagram в обозримом будущем.

 

От Burbn через фильтры к Instagram

Первую версию своего продукта Кевин Систром и Майк Кригер представили еще в 2010 году. Годом ранее Систром решил создать конкурента рекомендательному сервису Foursquare, очень популярному в то время, – но с функцией обмена фотографиями. Довольно оперативно поняв тщетность попытки конкурировать с Foursquare, авторы проекта переделали его в фотохостинг. Потом добавили фильтры, которые улучшали качество снимков, и выпустили в виде приложения, которое уже получило название Instagram.

Аудитория новинки росла стремительно – уже через месяц приложение скачали миллион раз, а о новом сервисе активно заговорили специализированные медиа. Когда в 2012 году число пользователей перевалило за 30 млн, проектом заинтересовался Facebook. Сумма в $1 млрд за мобильное приложение, которое не зарабатывает деньги, казалась тогда неимоверной, а решение о покупке выглядело бездумной тратой денег. Однако в итоге покупка себя оправдала, а фотосервис Instagram часто называют лучшим приобретением Facebook.

 

Instagram в цифрах

Instagram стал для Facebook очень успешным проектом. Компания решила сохранить его как отдельный продукт и это стало, вероятно, вторым правильным решением. Вот просто несколько цифр. Аудитория Instagram на конец 2017 года выросла до 700 млн пользователей в месяц. У проекта 2 млн рекламодателей, размещающих рекламу на его площадке. За 2017 год время, потраченное на просмотр видео в Instagram, выросло на 80%.

Но самое интересное – Instagram стал соцсетью номер один для поколения возраста 18-29 лет. Миллениалы, которые не очень любят Facebook, называя эту соцсеть площадкой для своих родителей, буквально нашли себя в Instagram (кстати, вот тут можно прочесть хороший разговор о том, какое удивительное это поколение). Примечательно, что  Instagram стал даже популярнее Snapchat – популярного среди американских подростков мессенджера. Особенно после того, как в Instagram появились «сториз» – фото или видео с эффектами, исчезающие через 24 часа после публикации.

 

Instagram и Facebook: меньше вместе, больше порознь

Несмотря на то, что при покупке Instagram Цукерберг делал ставку на будущее, вряд ли он до конца понимал, насколько серьезным активом будет для него этот сервис.

Instagram в полной мене эксплуатирует культуру визуальной коммуникации, комбинируя ее с коммуникацией как таковой. Картинка и пара-тройка слов текста – эта нехитрая модель стала настоящей золотой жилой для Facebook. Все эти отличительные особенности Instagram, помноженные на опыт и деньги Facebook, удачные новые функции (например, Stories и Instagram-телевидение IGTV), а также желание миллениалов всего мира найти себе онлайн-убежище, свободное от их родителей и учителей, сделали Instagram основной сетью поколения, рожденного в 90-х и 2000-х.

Instagram явно не особенно задели алгоритмы Facebook, благодаря которым лента в этой социальной сети превратилась в сборную солянку, состоящую из рекламы и не всегда актуальных постов друзей. Хотя Instagram и перешла на алгоритмическую ленту новостей, да и усилия компании, направленные на увеличение количества рекламы, нельзя назвать осторожными, все же социальное взаимодействие с реальными людьми в Instagram оказывается на порядок выше, чем в Facebook.

Ну и еще один важный нюанс – в эпоху, когда все больше ученых, лидеров мнений и более или менее серьезных изданий много пишут о необходимости цифрового детокса и отказа от активного интернет-потребления, Instagram может использоваться как раз для такой цели (хотя, по большому счету, Instagram это суррогатное бегство в офлайн). Ведь все любят красивые картинки и интересные фотографии, а текст здесь уже не так и важен.

Изначально при запуске Instagram был весьма минималистичным продуктом. Со временем он превратился в приложение с расширенным функционалом, однако это не сделало его громоздким.

Более того,  Instagram стал не только продуктом для творческих личностей, которые могут долго искать интересную локацию или необычный ракурс для своих фотографий. Сегодняшний Instagram – это коммуникация, поиск, сторителинг, маркетинг, рекрутинг, образование и развлечение.

А еще он может стать ведущей платформой для электронной коммерции, по крайней мере, платформой для малого бизнеса он уже стал и миллениалы часто предпочитают маленькие Instagram-магазинчики интернет-монстрам типа «Розетки» или Amazon. Да, здесь есть реклама, но она пока выглядит довольно органично и не слишком сильно раздражает.

В целом, эволюция Instagram как продукта была просто отличной. В том числе благодаря тому, что материнская компания не пыталась добавить в него большое количество форматов контента либо создать на основе некую «платформу для приложений». Особенно сильно это ощущается на контрасте с Facebook, который все сильнее раздувается под тяжестью контента, инструментов, возможностей и сопутствующих проектов.

Немаловажно также и то, что круг общения в Instagram отличается от круга общения Facebook. Вероятно, существует некоторое пересечение этих кругов, но оно далеко не полное. Facebook – это контакты, в том числе и по работе, это социально полезный сервис. А Instagram – скорее, визуальное наслаждение, удовольствие от созерцания еды, закатов и видеороликов с детьми и котиками.

Возможно, именно благодаря такому незначительному пересечению и в контактах, и в самом замысле, Instagram удивительным образом обошли главные проблемы Facebook – скандал с утечкой персональных данных, связанный с компанией Cambridge Analytica и обвинения в распространении фейкового контента. И даже последняя история взлома около 50 млн акаунтов пользователей Facebook обсуждается исключительно в связи с соцсетью, но не с фотосервисом.

Таким образом, можно смело заявить, что хотя Instagram и был поглощен Facebook, сервис существовал и развивался как отдельный продукт, который, с одной стороны, не повторял ошибок материнского проекта, а с другой – нашел свою уникальную нишу и собственную аудиторию. А это в мире Facebook-гегемонии и полного отсутствия конкурентов дорогого стоит.

 

Будущее Instagram

Сложно сказать, понимают и принимают ли в Facebook главное конкурентное преимущество социального фотосервиса. Пока нельзя исключать, что Facebook может захотеть изменить ситуацию и усилить интеграцию двух сервисов. Тем более, что после ухода отцов-основателей проекта такая перспектива становится реальнее.

Однако было бы очевидной ошибкой для Facebook попытаться объединить эти два проекта. Поэтому можно предположить, что Instagram какое-то время сохранится как отдельный продукт. А если интеграция между проектами и будет, то она будет очень осторожной и постепенной.

Вряд ли пользователи будут в восторге от ситуации, когда Instagram начнет превращаться в фото-аналог Facebook. Если это произойдет, люди начнут искать альтернативу, а на рынке сложится ситуация для появления этой альтернативы.

Допустить этого в Facebook не могут, особенно на фоне всех скандалов вокруг соцсети за последний год. Тем более теперь, когда пользователи начинают уставать от постоянных утечек данных, нарушений приватности и других проблем крупнейшей социальной сети. Эта усталость стала отображаться в потере интереса к проекту. Например, за последние месяцы 26% американцев удалили приложение Facebook со смартфона, а 42% ограничили его использование.

Если новый скандал со взломом Facebook и утечкой данных, о котором стало известно в последние дни сентября, приведет к аналогичным последствиям, то Instagram может стать буквально последней надеждой для социальной сети. А может и со временем превратиться в мирового лидера рынка

И тогда, возможно, главным активом Марка Цукерберга будет совсем не Facebook.

Читайте більше цікавого