Основательно ушли: создатели Instagram покинули компанию. При чем здесь Facebook

АвторНадежда Баловсяк
1 Жовтня 2018
соцмережі

На прошлой неделе стало известно, что основатели популярного фотосервиса Instagram покинули проект. Хотя явно причины ухода они не озвучили, появилось множество предположений о том, что их решение связано с разными взглядами на развитие с Марком Цукербергом. Для Facebook, купившего Instagram в 2012 году за рекордную в то время сумму в $1 млрд, этот сервис является стратегически важным. Platfor.ma разбирается, что и как может измениться в Instagram в обозримом будущем.

 

От Burbn через фильтры к Instagram

Первую версию своего продукта Кевин Систром и Майк Кригер представили еще в 2010 году. Годом ранее Систром решил создать конкурента рекомендательному сервису Foursquare, очень популярному в то время, – но с функцией обмена фотографиями. Довольно оперативно поняв тщетность попытки конкурировать с Foursquare, авторы проекта переделали его в фотохостинг. Потом добавили фильтры, которые улучшали качество снимков, и выпустили в виде приложения, которое уже получило название Instagram.

Аудитория новинки росла стремительно – уже через месяц приложение скачали миллион раз, а о новом сервисе активно заговорили специализированные медиа. Когда в 2012 году число пользователей перевалило за 30 млн, проектом заинтересовался Facebook. Сумма в $1 млрд за мобильное приложение, которое не зарабатывает деньги, казалась тогда неимоверной, а решение о покупке выглядело бездумной тратой денег. Однако в итоге покупка себя оправдала, а фотосервис Instagram часто называют лучшим приобретением Facebook.

 

Instagram в цифрах

Instagram стал для Facebook очень успешным проектом. Компания решила сохранить его как отдельный продукт и это стало, вероятно, вторым правильным решением. Вот просто несколько цифр. Аудитория Instagram на конец 2017 года выросла до 700 млн пользователей в месяц. У проекта 2 млн рекламодателей, размещающих рекламу на его площадке. За 2017 год время, потраченное на просмотр видео в Instagram, выросло на 80%.

Но самое интересное – Instagram стал соцсетью номер один для поколения возраста 18-29 лет. Миллениалы, которые не очень любят Facebook, называя эту соцсеть площадкой для своих родителей, буквально нашли себя в Instagram (кстати, вот тут можно прочесть хороший разговор о том, какое удивительное это поколение). Примечательно, что  Instagram стал даже популярнее Snapchat – популярного среди американских подростков мессенджера. Особенно после того, как в Instagram появились «сториз» – фото или видео с эффектами, исчезающие через 24 часа после публикации.

 

Instagram и Facebook: меньше вместе, больше порознь

Несмотря на то, что при покупке Instagram Цукерберг делал ставку на будущее, вряд ли он до конца понимал, насколько серьезным активом будет для него этот сервис.

Instagram в полной мене эксплуатирует культуру визуальной коммуникации, комбинируя ее с коммуникацией как таковой. Картинка и пара-тройка слов текста – эта нехитрая модель стала настоящей золотой жилой для Facebook. Все эти отличительные особенности Instagram, помноженные на опыт и деньги Facebook, удачные новые функции (например, Stories и Instagram-телевидение IGTV), а также желание миллениалов всего мира найти себе онлайн-убежище, свободное от их родителей и учителей, сделали Instagram основной сетью поколения, рожденного в 90-х и 2000-х.

Instagram явно не особенно задели алгоритмы Facebook, благодаря которым лента в этой социальной сети превратилась в сборную солянку, состоящую из рекламы и не всегда актуальных постов друзей. Хотя Instagram и перешла на алгоритмическую ленту новостей, да и усилия компании, направленные на увеличение количества рекламы, нельзя назвать осторожными, все же социальное взаимодействие с реальными людьми в Instagram оказывается на порядок выше, чем в Facebook.

Ну и еще один важный нюанс – в эпоху, когда все больше ученых, лидеров мнений и более или менее серьезных изданий много пишут о необходимости цифрового детокса и отказа от активного интернет-потребления, Instagram может использоваться как раз для такой цели (хотя, по большому счету, Instagram это суррогатное бегство в офлайн). Ведь все любят красивые картинки и интересные фотографии, а текст здесь уже не так и важен.

Изначально при запуске Instagram был весьма минималистичным продуктом. Со временем он превратился в приложение с расширенным функционалом, однако это не сделало его громоздким.

Более того,  Instagram стал не только продуктом для творческих личностей, которые могут долго искать интересную локацию или необычный ракурс для своих фотографий. Сегодняшний Instagram – это коммуникация, поиск, сторителинг, маркетинг, рекрутинг, образование и развлечение.

А еще он может стать ведущей платформой для электронной коммерции, по крайней мере, платформой для малого бизнеса он уже стал и миллениалы часто предпочитают маленькие Instagram-магазинчики интернет-монстрам типа «Розетки» или Amazon. Да, здесь есть реклама, но она пока выглядит довольно органично и не слишком сильно раздражает.

В целом, эволюция Instagram как продукта была просто отличной. В том числе благодаря тому, что материнская компания не пыталась добавить в него большое количество форматов контента либо создать на основе некую «платформу для приложений». Особенно сильно это ощущается на контрасте с Facebook, который все сильнее раздувается под тяжестью контента, инструментов, возможностей и сопутствующих проектов.

Немаловажно также и то, что круг общения в Instagram отличается от круга общения Facebook. Вероятно, существует некоторое пересечение этих кругов, но оно далеко не полное. Facebook – это контакты, в том числе и по работе, это социально полезный сервис. А Instagram – скорее, визуальное наслаждение, удовольствие от созерцания еды, закатов и видеороликов с детьми и котиками.

Возможно, именно благодаря такому незначительному пересечению и в контактах, и в самом замысле, Instagram удивительным образом обошли главные проблемы Facebook – скандал с утечкой персональных данных, связанный с компанией Cambridge Analytica и обвинения в распространении фейкового контента. И даже последняя история взлома около 50 млн акаунтов пользователей Facebook обсуждается исключительно в связи с соцсетью, но не с фотосервисом.

Таким образом, можно смело заявить, что хотя Instagram и был поглощен Facebook, сервис существовал и развивался как отдельный продукт, который, с одной стороны, не повторял ошибок материнского проекта, а с другой – нашел свою уникальную нишу и собственную аудиторию. А это в мире Facebook-гегемонии и полного отсутствия конкурентов дорогого стоит.

 

Будущее Instagram

Сложно сказать, понимают и принимают ли в Facebook главное конкурентное преимущество социального фотосервиса. Пока нельзя исключать, что Facebook может захотеть изменить ситуацию и усилить интеграцию двух сервисов. Тем более, что после ухода отцов-основателей проекта такая перспектива становится реальнее.

Однако было бы очевидной ошибкой для Facebook попытаться объединить эти два проекта. Поэтому можно предположить, что Instagram какое-то время сохранится как отдельный продукт. А если интеграция между проектами и будет, то она будет очень осторожной и постепенной.

Вряд ли пользователи будут в восторге от ситуации, когда Instagram начнет превращаться в фото-аналог Facebook. Если это произойдет, люди начнут искать альтернативу, а на рынке сложится ситуация для появления этой альтернативы.

Допустить этого в Facebook не могут, особенно на фоне всех скандалов вокруг соцсети за последний год. Тем более теперь, когда пользователи начинают уставать от постоянных утечек данных, нарушений приватности и других проблем крупнейшей социальной сети. Эта усталость стала отображаться в потере интереса к проекту. Например, за последние месяцы 26% американцев удалили приложение Facebook со смартфона, а 42% ограничили его использование.

Если новый скандал со взломом Facebook и утечкой данных, о котором стало известно в последние дни сентября, приведет к аналогичным последствиям, то Instagram может стать буквально последней надеждой для социальной сети. А может и со временем превратиться в мирового лидера рынка

И тогда, возможно, главным активом Марка Цукерберга будет совсем не Facebook.

Найцiкавiше на сайтi

Не рви сеть: правила этикета современного интернета

22 Жовтня 2016

Интернет – особый мир, где есть свои правила, нормы и этикет. Platfor.ma сформулировала десять пунктов, на которые стоит обратить внимание, чтобы вас считали человеком разумным даже в таком безумном месте как интернет.

Времена изменились. Множество людей практически переселились в интернет и чат для них – не только способ швырнуть другу видео о том, как совенок играет с котиком (кстати, вот оно), но и рабочий инструмент. Поэтому не стоит продолжать писать так же, как будто на дворе все еще времена ICQ.

 

Привет

как дела?

:))))

слушай

есть вопрос

точнее, идея

а!

хотя стоп

я ж сам могу

все, уже не надо

:))

 

Безудержно нажимать Enter при отправке своих посланий, особенно малознакомому человеку – невежливо. Здороваться в интернете вовсе необязательно, а сакральный вопрос «как дела» вводит в ступор слишком многих, чтобы мучить им всех людей. Попробуйте писать сообщения из более чем двух слов – и люди отблагодарят вас развернутыми и полезными ответами, даже если вы будете просить денег в долг.

Беду накликали: какие данные мы отдаем интернету и почему это опасно

В эпоху смартфонов, приложений и геолокации информация о любом человеке доступна в сети на расстоянии двух кликов. Это его интересы, путешествия, и даже истории взаимоотношений с противоположным полом. Но кроме данных, которые человек размещает сам, в той или иной степени осознавая, что он делает эту информацию публичной, есть и другое. Мы мало представляем себе, какого рода досье на нас хранится на серверах Google, Facebook, Instagram, WhatsApp, Apple, Viber, «Новой почты» или Uber. Да, мы подозреваем, что эти компании знают о нас многое. Но часто не задумываемся над тем, какие объемы данных они контролируют и, самое главное, как могут их использовать. Platfor.ma разбиралась, как же так.

В сентябре 2017 года французская журналистка Юдит Дюпорталь запросила у сервиса Tinder все данные, которые он хранил о ней и ее активности. Компания ответила на запрос, прислав 800-страничный документ с подробнейшей информацией. В документе содержалась вся активность журналистки на сайте с момента регистрации в 2013 году, включая даты авторизации, отправленные сообщения, лайки из Facebook и многое другое.

Уже в феврале этого года журналист из Новой Зеландии Ник Вайгам решил проанализировать, какие данные хранятся в его профайле в соцсети Facebook. Среди этих файлов он нашел не только всю историю сообщений, но и личные документы, в том числе счета за квартиру и даже старые видеоролики. Позже выяснилось, что соцсеть хранит еще и контакты всех людей, которым звонили пользователи Android.

Facebook одним из первых позволил своим пользователям просмотреть такую информацию. Скачать ее не так уж сложно – Facebook не прячет эти данные и прямо на главной странице настроек можно найти ссылку «Скачать копию ваших данных на Facebook». Вот она. Размер файла с данными зависит от длительности и активности использования социальной сети, но в любом случае в нем вы найдете все фото, сообщения, пересылаемые документы и размещенные записи в своем профайле.

Например, мой архив за восемь лет активного использования соцсети составил 200 мегабайт. Там можно найти не только фотографии и все свои записи, но еще и истории сообщений, а также список контактов с номерами телефонов людей, с которыми вы общаетесь. Если на телефоне установлено приложение Facebook Messenger, то в скачанном архиве обнаружатся еще и метаданные об отправляемых и получаемых СМС.

Не менее интересным будет и архив Google, который поисковая система тоже предлагает скачать всем желающим. Размер этого архива для меня составил более 8 гигабайт, правда, львиную долю в нем занимает содержимое электронной почты Gmail. А кроме того, все фото, сообщения и, самое интересное, история посещений и история пользования картами.

Крупные компании, построившие свой бизнес на хранении и управлении пользовательскими данными, позволяют скачивать эти архивы и, при желании, удалять информацию о себе, равно как и свои аккаунты. Другое дело, что удаленная информация будет еще полгода хранится на серверах этих компаний, но таковы требования американского законодательства, в соответствии с которыми работают Facebook и Google.

А вот какие данные о своих пользователях берегут крупные украинские сайты и возможно ли удаление зарегистрированного на них аккаунта.

«Новая почта» хранит номер телефона и город регистрации, указанные самим пользователем, на странице клиента может размещаться список операций, можно указать карту для получения денежного перевода. Возможности удалить аккаунт нет, по крайней мере, она не очевидна и кнопка для этого действия не видна.

Интернет-магазин «Розетка» хранит данные клиента после его заказа – адрес, телефон, e-mail. Есть в акаунте и множество других полей (про детей, животных, автомобиль, увлечения), но их заполнение не является обязательным. Удаление аккаунта также неочевидно, если оно и есть (нам найти не удалось), то клиенту нужно будет потратить время, чтобы обнаружить ту самую кнопку.

Авторы портала электронных петиций на сайте президента Украины – одни из немногих, которые при регистрации предлагают пользователям согласиться с тем, что их персональные данные будут обрабатываться. Но чтобы завершить регистрацию, нужно воспользоваться либо электронно-цифровой подписью, либо идентификатором Bank ID – возможностью идентифицировать себя с помощью своей банковской карты Приватбанка либо Ощадбанка. Есть еще третий способ – с помощью своего идентификационного кода, но на его использование нужно два дня.

Еще один неудаляемый аккаунт – почта на ukr.net, разработчики которой тоже не особенно побеспокоились о том, чтобы рассказать, какая информация о пользователе хранится и как удалить аккаунт. А вот раздел «Конфиденциальность» написан сухим языком юридических документов, напоминающих длинные «простыни» банковских документов, которые хочется быстрее подписать и отдать клерку. Слова «Володілець» и обороты типа «знеособлені дані для таргетингу рекламних та/або інформаційних матеріалів» могут напугать человека, не разбирающегося в тонкостях интернет-рекламы. Удалить аккаунт тоже не так и просто.

В целом украинские компании работают с данными не так уж прозрачно и понятно, а, главное, очень рады зарегистрировавшемуся пользователю, но не особенно хотят давать ему возможность перестать быть их клиентом.

Time Well Spent: чому сповіщення крадуть наш час і як їх перемогти

АвторМаша Фронощук
28 Березня 2018

У середньому людина перевіряє смартфон 150 разів на день. І це тільки смартфон, а ще ж є і сповіщення на ноутбуках та інших гаджетах. Рік тому співзасновниця Platfor.ma Марія Фронощук спробувала взяти під контроль вплив технологій на своє життя, а потім випадково дізналася про рух Time Well Spent. Його ідеологи закликають міняти сервіси таким чином, щоб вони не відволікали людей, а допомагали їм сфокусуватися на важливому. Чого Марія і вам бажає. здесь этот текст можно прочитать на русском.)

Уявіть, що видатні вчені минулого починали б день не з роздумів про те, як влаштована гравітація й атоми, або ще з чогось важливого, а з розглядання фото в Instagram і гортання стрічки Facebook. Потім вони розбирали б пошту від повідомлень Групону і LinkedIn, а за секунду до найбільшого відкриття їх відволікало би сповіщення зі Slack. Момент геніальної еврики був би втрачений назавжди. Приблизно такими словами творці Dropbox пояснюють, як сучасні технології відчайдушно змагаються за нашу увагу і відбирають її в інших занять, винаходячи для цього все більше маніпуляцій.

Я зовсім не видатна, але минулої весни помітила, що занадто часто відволікаюся. Якісь хвилинні справи затягуються на годину, а робочий день – до півночі. Починаючи з невинного TED-ролика на YouTube, ти закінчуєш десятигодинним ретро-відео з аеробіки, а потім розумієш, що сидиш і безнадійно скролиш стрічку Facebook, геть забувши, навіщо взагалі її відкривала. На зустрічах твій телефон завжди повинен бути в полі зору – раптом хтось напише, і навіть на відпочинку, де ти ніби й так відволікаєшся від роботи, потрібно обов’язково відволіктися ще на щось, наприклад, подивитися нові фото друзів.

Gmail, Slack, Asana, Facebook, Messenger, Instagram, Telegram, Pinterest, Pocket, Viber, Skype, Uber – це навіть не повний список сервісів, якими я користуюся кожного дня. Всі вони шлють мені якісь сповіщення тоді, коли заплановано алгоритмом або зручно якимось людям або виданням. Але не мені. Мені це майже завжди незручно – я або працюю, або вчуся, або відпочиваю. Якщо абстрагуватися від нав’язливого бажання бути завжди на зв’язку, то можна поставити собі питання: з якого дива взагалі хтось може вважати свої справи, прохання чи нагадування настільки важливими, щоб я неодмінно мала все залишити і приділити увагу саме йому?

В якийсь момент, після чергового дня зі шквалом дзвінків і повідомлень, я просто розлютилася і видалила зі смартфона всі програми соцмереж, а також відключила абсолютно всі сповіщення. А потім склала собі короткий графік того, коли буду перевіряти кожен із сервісів. Для екстрених ситуацій залишила тільки дзвінки. На щастя, за останній час тих, хто полюбляє дзвонити, настільки часто посилали горіти в пеклі, що дзвінків стало набагато менше.

Перший місяць такий детокс давався складно, але згодом кровна прихильність до смартфону, бажання перевірити пошту або стрічку, страх, що я пропускаю щось важливе, кудись зникли. Зараз у вихідний я часто можу вийти з дому взагалі без телефону, а на зустрічах до нього навіть не торкаюся.

Це дивно, і я сама була вражена, але за весь цей час, за цілий рік, не було жодної справи, яка постраждала б через те, що я не була на зв’язку цілодобово.

З-поміж іншого, досягти такого дзену мені допоміг Трістан Харріс і його рух Time Well Spent. Його думки здалися мені настільки світлими і доречними, що я вирішила переказати найважливіше.

 

Харріса та його рух називають чи не єдиним, що є спільного у Кремнієвої долини і совісті. Харріс закінчив Стендфорд за фахом «Комп’ютерні науки», де вивчав поведінкову економіку, соціальну психологію, а також способи зміни звичок і поведінки людей в Лабораторії технологій переконання (Persuasive Technology lab).

До 2016 року Харріс працював у Google, досліджуючи, як можна проектувати технологічні продукти так, щоб етично вберегти мільйони людей від маніпуляцій. А після заснував некомерційну ініціативу Time Well Spent – рух, який прагне ввести нові стандарти етичного дизайну. Саме показник time well spent (добре проведений час) Марк Цукерберг проголосив головною дизайн-метою Fаcebook на 2018 рік – велика перемога, навіть незважаючи на те, що до мети ще далеко.

 

Зніміть це негайно: книги, сайти та курси, з якими ви станете кращим фотографом

Вміння фотографувати у сучасному світі давно стало одною із найважливіших здібностей, ким би ви не були і де би не працювали. Тому Platfor.ma разом з Програмою студій для молодих художників PortArtStudio та групою компаній «Нові продукти» створили креативну підбірку ресурсів, щоб навчитися, набратись досвіду, віднайти власний стиль та подивитись на світ крізь призму об’єктива.

Світлана Пожарська «Фотомастер»

У цій книзі видатна представниця художньої фотографії ділиться міркуваннями про природу фотографічної майстерності, композиційні видіння, те, як народжується фотообраз, а також про те, що таке авторський стиль. Підходить як аматорам – мінімум технічної та наукової термінології, так і фанатам рідкісних світлин з архівів.