Быть в первом курсе: гид по Киеву для приезжего студента

АвторЮрій Марченко
8 Вересня 2015
пороблено

В вузах столицы стартует новый учебный год. Для тех первокурсников, которые приехали учиться из других городов, Platfor.ma подготовила гид о том, как вести себя в Киеве, чтобы с ходу прослыть своим.

Мемы и символы

Киевским символам, которыми кичится не официозная власть, а простые горожане, мы уже посвящали отдельный материал. Используй его мудро. Если однокурсники предлагают посидеть в парке Шевченко, усмехнись: «Заодно твою квартиру в шахматы проиграем». Потешайся над обилием киосков – это очень по-киевски. Ходи на водные экскурсии по Днепру с напускным чувством брезгливости. Будучи вечером выходного дня в районе Театральной, обязательно предложи «спуститься посмотреть, как старички танцуют». В случае пикника настаивай, что нужно «гнать на трамвае в Пущу». По Крещатику ходи деловитым шагом, не глядя по сторонам, так как променад по главной улице страны – это для приезжих.

Очередь напротив ЦУМа (не забудь вздохнуть: «Когда ж его уже достроят» – кстати, скоро) означает сакральный символ Киева – «перепичку». Демонстративно съешь ее и как можно более небрежно произнеси: «Вроде они сосиски другие стали класть, не?» – степень столичности вырастет в разы.

Во дворике на Рейтарской в клетке обитают здоровенные вороны. Не так важно знать, где именно, как исправлять несведущих, что это не ворОны, а вОроны. Кстати, они тоже любят сосиски.

На посиделки с вином зови друзей на Пейзажную аллею, протянувшуюся от Исторического музея до Львовской площади. Первое правило Пейзажной аллеи – никогда не называй ее Пейзажной аллеей – используй кодовые названия БЖ (в честь прилегающей улицы Большая Житомирская) или Пейзажка. Слушай уличных музыкантов, глазей на прохожих. С каменными котами не фотографируйся.

Будь осторожен с Гидропарком – там есть заведения, где в состав бизнес-ланчей входит водка, что многое говорит об этом месте. Но если ты амбал или хочешь им стать, обязательно загляни в тамошний самодельный тренажерный зал под открытым небом. Некоторые конструкции этого сурового фитнес-центра – нечто среднее между вершиной инженерной мысли и грудой ржавых железяк.

Еще от Гидропарка удобнее всего (на лодке через пролив) добираться до одного из лучших пляжей Киева с романтическим названием Довбычка. Если вдруг увидишь что-то такое, от чего в детстве хихикал бы с друзьями по двору, то не удивляйся – пляж слегка нудистский.

Если ты живешь в общежитии, то держись. Кстати, больше всего с расположением повезло общаге Национального медицинского университета, которая находится в трех минутах от Майдана. Впрочем, не так уж повезло тамошним студентам, поскольку строение старое и коренные его жильцы – тараканы и сердитые вахтеры. Если же снимаешь квартиру, то в разговорах с однокурсниками о том, кто где обосновался, блесни фразой «Жизнь дала трещину – переехал на Троещину». Именно этот район в народном эпосе полагается наиболее неприглядным, хотя 300 тыс. тамошних жителей с этим не согласятся. Не соглашайся и ты, настаивай, что ДВРЗ или даже Борщаговка гораздо специфичнее.

Селиться стоит около станций метро – транспорт удобный и в пробках не стоит. Всегда негодуй, что в час пик в вагонах много людей. Уступай место сам знаешь кому и придерживай тяжеленные двери-убийцы на выходе. Проезд стоит 4 грн, можно покупать жетоны, проездные и прочие бесконтактные карточки. Но самый шик – это платить обычной MasterCard. Ближний к женщине-вахтеру аппарат обычно оборудован прибором, который на зависть стоящим в очереди за жетоном волшебным образом снимает с карточки 4 грн и пропускает тебя внутрь.

Еда

Перепичку, надеемся, ты уже запомнил, хотя регулярно есть ее все же не стоит. Уважай пирожковую «Ярослава» недалеко от Золотых ворот – там недорого, вкусно и можно выигрывать пари, потому что все считают, будто место на самом деле называется «ЯрославНа» (вот тут есть еще несколько киевских мифов). Из других уличных общепитов используй кебабные – это не зазорно. Чтобы прослыть шаурмичным эстетом, заказывай не мясо, а фалафель – это такие котлетки из нутовых бобов. Безуспешно жди, когда восхищенные одногруппники пошутят: «Нут ты даешь!» – этого никогда не случится. Сердце киевской шаурмы – в здании Бессарабского рынка, где сразу несколько культовых мест с вращающимся мясом. Если фалафель осточертел, используй тамошнюю же точку Veganohooligano – вегетарианцы от нее будут в восторге. Столичного лоска тебе придаст история о том, что основатель заведения Рудик когда-то вовсю лопал мясо и гонял на огромном джипе, а сейчас убежденный веган и ездит на велосипеде (за подробностями отправляйся в наше с ним интервью). Больше ничего на этом рынке не покупай – он дорогой.

Рядом находится и одно из заведений «Пузатой хаты», где можно вкусить обед за пару десятков гривен. Мнения по поводу этой сети расходятся: один из главных киевских рестораторов Дима Борисов, к примеру, считает, что вполне, а вот основатель Фестивалей уличной еды Роман Тугашев от нее морщится. Кстати, оба этих имени стоит запомнить. Первый славится своими тусовочными ресторанами вроде «Барсука», gastroRock или Crab`s Burger, и вдохнул жизнь в район Воздвиженка, потенциально тянущий на киевский Монмартр. На мероприятие второго придется ехать до конечной метро, но сделать это тоже не помешает – во-первых, на Фестивалях уличной еды много еды, а во-вторых, они проходят на арт-заводе «Платформа», который с нашим интернет-журналом никак не связан, но все равно является примечательным местом.

Раз уж мы перешли к заведениям подороже, то за высокой гастрономией отправляйся в места Сергея Гусовского: грузинский «Шоти» или старожил «Пантагрюэль». А также в Under Wonder на Толстого, Arbequina на Майдане, Dogs and Tails на Шота Руставели, «Любимый дядя» на Паньковской и Vero Vero у Киево-Могилянской академии. Стипендии как раз хватит на минералку (ну, и еще пару блюд). Сравнительно дорогие, но вкусные и разнообразные хот-доги стоит попробовать в сети Bistro Bistro.

Если денег совсем нет, дотяни до воскресенья, а потом устрой экспедицию в кришнаитский храм недалеко от станции метро Нивки. После разнообразных интересных церемоний, ни одна из которых не будет иметь к тебе никакого отношения, местные обитатели угощают всех вкусными и невероятно обильными обедами. Можно набирать с собой. Нельзя возмущенно кричать: «А где телятина?!» – кришнаиты не едят мясо, а уж коров особенно. Потом блеснешь этим походом на религиоведении.

Ночная жизнь

В украинской столице есть сразу несколько эпицентров клубной жизни со всеми ее коктейлями, танцполами и первым метро до общаги. Вероятно, чаще всего тебе будет попадаться реклама клубов Saxon и Forsage, но киевские старожилы считают эти места гиблыми. Впрочем, разок заглянуть, возможно, стоит, чтобы потом скептически пожимать плечами: «Ребята, ну вы же не собираетесь туда идти?»

Вместо этого стоит предложить «Южный берег Киева», если еще тепло, и Closer и `Atlas, если не очень. Душевности этих заведений и разнообразию событий в них нет предела, так что любить их – правильный выбор киевлянина. В случае именитого артиста хвали организаторов так: «Крутой привоз». 

Чтобы прослыть тусовщиком, стоит также научиться со знанием дела (или с его видимостью) рассуждать об особенностях акустики в Sentrum, StereoPlaza и «Дворце спорта» и с ностальгическим вздохом вспоминать Хlib. Обязательно узнай как выглядит Тиман (ладно, вот он на фото) и наловчись с ним здороваться – это живой талисман столичных концертов и гарантия того, что вечеринка, в принципе, неплохая.

Посидеть

«Берлинизация» Киева идет полным ходом, так что каждые полчаса в городе открывается какое-нибудь крафтовое хендмейд место с лофтовым дизайном. Уверенным киевлянином можно прослыть, если пить кофе в Fair Finch на Воздвиженке, Розумній каві, «Чашке» на Бессарабке или в One love espresso bar на шестом этаже того же здания (напротив костела еще есть одна точка этой сети). А какао – в Call me Cacao. Кстати, к колоссальным розовым улиткам и прочим автокафе относись скептически, но все равно пей.

Всегда душевная атмосфера в Squat 17b у парка Шевченко – с полдесятка лет это место было настоящим сквотом и местом встреч для своих. Но в итоге ребята решили распахнуть двери для всех желающих, и теперь во дворике за музеями улицы Терещенковской валяются в гамаках и сидят на деревьях (да, там стулья) лучшие люди города, а идеолог новой полиции Эка Згуладзе одобрительно кивает, отхлебнув масалу.

Squat 17b

К радости всех книжных червяков чтение становится все более модным. Пока одна половина людей в метро угрожающе сверлит друг друга взглядом, другая в это время читает книги или «Вести» (скандальное издание, которое часто обвиняют в сепаратистских взглядах – его в метро раздают бесплатно). Чтобы следить за ходом сюжета не только на переезде «Лыбидская»–«Демеевская», в столице пооткрывались специальные заведения. В Доме ученых на Владимирской есть, к примеру, инди-книжный «Хармс», где можно и чай-кофе попить, и интересную лекцию послушать, и книги почитать. На Воздвиженке разместилась современная библиотека Botan, которая порадует и книгами, и меню, и дизайном. Если поступил на филфак, выучи также «Довженко. Книги, кофе, вино», Freud House и «Книжный клуб Булгакова», который в последнее время как-то поутих, но именно этим даст тебе повод обронить: «А куда это пропал “Булгаковский клуб”?»

 

Важно: окружающие мигом онемеют от уважения, если в одном из этих мест ты скажешь: «Неплохо, слегка напоминает старый “Бабуин”». Это такая покойная сеть концертно-книжных кофеен, в которых выросла половина литературной тусовки столицы и их приспешники.

Половина этой половины регулярно выпивает в «Купидоне» на Пушкинской – месте сколь давнем, столь и легендарном. Кроме того, тебя ждут целые сонмы антикафе. Для начала запомни название «Циферблат», который находится во дворах напротив Золотых ворот. Если понравится, следи за временем в «Часописе» (хотя туда ты в любом случае попадешь ради лекций) или Bibliotech. В целом же имя им легион.

Людям, которые любят читать, также стоит обратить внимание на то, что можно валяться на диване и становиться умнее. В последнее время стали страшно популярны разнообразные онлайн-курсы. Верховный вождь этого движения – инициатива Prometheus, которая бесплатно учит всех желающих всему, что желаемо. Не ленись. Быть умным в столице – это умно.

Культура

Как можно судить по нашему специально обученному разделу Афиша, культурная жизнь в столице кипит и даже выкипает. Что касается музыки, «Мастер Класс» издревле устраивает академические (и не только) концерты, а по четвергам в Closer всегда звучит джаз. Кроме того, в Киеве принято любить музыкальное агентство «Ухо», которое привозит в Киев мировых звезд новой музыки и устраивает концерты в полоумных местах вроде бассейнов, оранжерей или церквей. Кстати, о церквях – хоть раз загляни в костел на Большой Васильковской, там такие органные концерты, что вспоминать их будешь даже на зачете. Вместо ответа на вопрос. 

Киев – мировая столица лекций. Их теперь читают все и везде. Зачастую даже на интересные и важные темы. Посети пару из них, чтобы суметь поддержать разговор о геополитике или нюансах отделки рукавов на венецианских платьях XVII века. Чаще всего умные вещи рассказывают в «Часописе», «Хармсе» и Closer. Недавно образовавшийся клуб «Наш формат» уже засветился целым рядом выступлений именитых спикеров и останавливаться, похоже, не собирается. Особое внимание удели образовательной станции с самым загадочным адресом Киева: Пушкинская, 31В1 – это полноценное неформальное образование на все возможные гуманитарные темы.

«В Пинчуке ничего нового?» – не анатомическое любопытство, а фраза, символизирующая, что ты фундаментально разбираешься в современном искусстве. PinchukArtCenter регулярно устраивает масштабные выставки, позволяющие поразмыслить, почему это не мазня и пятилетний ребенок так не нарисует. Еще одна точка с мощным уклоном в искусство – М17. Любопытные выставки регулярно проходят в Closer. Запомни названия «Изоляция», Port и АртПричал – три места находятся на набережной по соседству и грозят превратить Подол в главный культурный район столицы. При случае вверни фразу «жаль, что ЦСМ закрылся» – подольский Центр сучасного мистецтва долгое время был едва ли не главным культурным местом Киева, пока пару лет назад не сгинул из-за кризиса.

За порцией классического искусства можно сходить в музеи на Терещенковской. Там, к примеру висит «Инфанта» Веласкеса – одно из главных произведений, находящихся в Киеве. Также стоит хоть раз посетить Национальный художественный и Мистецький Арсенал, тем более, что значимые выставки там устраиваются регулярно – будет что рассказать, прогуливая пары. 

Кинотеатров в Киеве валом. Со временем ты научишься различать их не по названию, а по степени вкусности попкорна. Но из общего ряда все равно надо выделять «Киев» – за историческое здание в самом центре и программу, совмещающую голливудские хиты с неглупыми фестивальными фильмами. И находящуюся по соседству «Кинопанораму» – за трогательно архаичный зал, где показывают артхаус, хороший мейнстрим и устраивают эксперименты вроде ночных киномарафонов. Некоторое время город обходился без своего старейшего сохранившегося кинотеатра «Жовтень» – какие-то кретины подожгли его прямо во время показа. В итоге комплекс открыли после ремонта, деньги на который собирали всем миром, чтобы снова крутить неформальное кино во всем его великолепии. На сиденьях главного кинозала теперь прикручены таблички с именами тех, кто скинулся на реконструкцию. Если уж очень надо, то соври, что ты там тоже есть.

Жажда

Киев – не мировая столица баров. Но явно стремится к этому. В подвале кинотеатра «Киев» располагается «Паровоз», где в очереди за коктейлями (дорогими из-за качественного алкоголя) придется стоять за Найемом, Дорном, Фаготом и простой модной молодежью. Если налакался – тяни всех в находящийся через стену компьютерный клуб Vault 13, чтобы стащить флаг за «терроров».

 

Светски вздохни, что «Можжевельник» на Подоле закрылся – раньше там было приятно болтать с коктейлем в руке прямо у входа, и тоном бывалого можжевельника одергивать слишком громких – сверху живет сердитая старушка, которая любила вызывать полицию. Кстати, новую патрульную службу в Киеве принято уважать. Поводов для обратного они давали не очень много. Напротив этого места есть также примечательный бар «Доска». За углом трогательные Living Room и Vagabond – между делом сообщи друзьям, что они немного напоминают тебе пару берлинских точек.

Выходцы из «Можжевельника» недавно основали еще два заведения: «Алхимик» около Дворца спорта и «Хэштег» на Воздвиженке. Люби и их тоже, коктейли там королевские. Не забудь о вкусной «Косатке», камерном «Буду позже» и залихватском «Бар 13». Уважай Loggerhead и Barman Dictat – сравнительно новые места, но уже вопиюще культовые. На Пушкинской располагается «Бабай», который раньше был всеми любим, но в последнее время несколько пропал из поля зрения. Зато это отличный шанс для того, чтобы деланно удивиться, что «Бабай» несколько пропал из поля зрения. И если уж говорить о былом величии, всплакни по «44» (был на Крещатике, теперь там тот самый Barman Dictat) и «Дивану» (подвал Бессарабского рынка, теперь там лишь прах и тлен). «Торф» на Богдана Хмельницкого – тайное место им. известного фотографа и тусовщика Кирилла Кислякова, постарайся туда попасть.

Оригинально наливают в сети «Банка-бар». Славится вечеринками Barbara Bar, который находится в том же помещении, что и `Atlas. Если на улице жара, воцарись в трухановском Breakwater – там можно и поваляться на лужайке, и водными видами спорта заняться.

Если кто-то предложит пойти выпить в заведение с незнакомым тебе, но англоязычным или просто странноватым названием – сначала скажи что-то вроде «мне говорили, что там как-то не очень», а потом соглашайся. Вполне возможно, что там очень даже

Остальное

Выпивать на улице из горла несколько лет назад запретили. Поначалу все прятали бутылки в бумажные пакеты или прятались сами, но сейчас об этом как-то подзабыли и пьют по-прежнему. Возможно, новая полиция за это дело возьмется, так что не стоит демонстративно дудлить вино прямо перед участком.

Мусор за собой надо убирать. Даже если это глухой лес и до ближайшего мусорника топать километры. Почитай про теорию разбитых окон – будет понятно, почему одна брошенная бумажка может в итоге изгадить всю страну. Или всю жизнь.

На митинги за деньги не ходи – это очень стыдно. К политикам относись со смесью иронии, разочарования и надежды. Это сложно, но научишься.

Кожаную куртку со спортивными штанами не надевай. Тут даже «Бабуин», Тиман и презрение к прогулкам на Крещатике не помогут – сразу спалишься.

Если видишь огромный желтый джип, припаркованный посередине улицы, фонтана, детской песочницы или твоей комнаты, не забудь возмутиться: «Ну, Поярков как всегда». И грязно выругайся.

Если нарываешься на драку, пригрози отправить соперника на Байковое – это главное киевское кладбище. Не верь историям о том, что Родина-мать лупит мечом о щит. Киевское «Динамо» – величайший клуб Вселенной (или когда-нибудь им станет). В лавре интересно и есть хороший музей микроминиатюр. На Софийской площади посмотри на Софийский же собор и представь, как на этом самом месте тысячу лет назад на него так же глазел какой-нибудь скорняк. Фуникулер – это не роскошь и не средство передвижения, а счастье. Прогулка по Андреевскому спуску – это хорошо, а вот покупать там ничего не нужно (показательно удивись, что почему-то не видно поэта-фантазера Винарского. Если видно, то не удивляйся). На Петровке огромный книжный рынок, где можно приобрести даже черновики Библии Гутенберга. Заедь на ВДНГ – там просто грандиозное пространство, которое методично превращают в огромный образовательный рабочий и арт-кластер – будешь кичиться тем, что помнишь его еще маленьким. Ну и если на твоем термометре сейчас приемлемый показатель градусов, то знай, что на ВДНГ есть еще и хороший бассейн. На День Киева уезжай из столицы в Одессу или Львов. Уважай окружающих, чтобы они уважали тебя.

А главное – люби Киев. И тогда он полюбит тебя.

 

Найцiкавiше на сайтi

Ви – шедевр: уривок із книжки «Як стати успішним ілюстратором»

14 Грудня 2018

У видавництві ArtHuss виходить книжка «Як стати успішним ілюстратором» – збірка практичних порад про те, як художникам одночасно бути менеджерами, стратегами, бухгалтерами, рекламниками та спеціалістами з авторського права. Менеджер асоціації ілюстраторів Дерек Бразелл і доцент-ілюстратор в британському університеті Плімута Джо Девіс розглядають основні проблемні ситуації, які можуть трапитися на творчому шляху – від пошуку перших клієнтів до управління бізнесом. Platfor.ma публікує уривок про те, як варто та не варто будувати кар’єру в інтернеті.

Онлайн-промоція

Онлайн-присутність, безсумнівно, вам дуже потрібна – світ повинен знати, що ви готові братися за замовлення. Ваші ілюстрації мають бути доступні для перегляду в кожній точці світу, це дасть вам можливість привертати увагу замовників, не зважаючи на кордони. Комерційний художник, чиї роботи не можна знайти в Інтернеті, відмовляється від можливості представити свій продукт найбільшій із усіх можливих баз замовників.

Існує багато способів промотувати свої твори онлайн – від персонального веб-сайту чи блогу до комерційних веб-сайтів портфоліо та соціальних мереж. Комбінування цих варіантів іще більше сприятиме вашій відомості. А їх поєднання спільною візуальною ідентичністю та функціональністю – життєво важлива річ.

Переглядаючи роботи потенційних ілюстраторів у Інтернеті, я обираю хороші веб-сайти зі зрозумілою навігацією, які швидко завантажуються. Я думаю, що краще мати сайт-портфоліо, ніж просто блог, але зауважила, що деякі ілюстратори радше викладають експериментальні роботи або ескізи у свій блог, а затверджені роботи на веб-сайт, – так вони надають клієнтам можливість розглянути обидва варіанти і повніше оцінити роботу. Я б не радила мати лише блог, оскільки ми, як правило, прагнемо якомога швидше переглянути зображення і нам завжди бракує часу.

Шері Ґі, арт-директорка Folio Society

Веб-сайт

Ви маєте розглядати свій веб-сайт як онлайн-портфоліо – це місце, де ви презентуєте свої роботи. Вам доведеться заплатити за доменне ім’я та хостинг, який зазвичай можна придбати на більший чи менший період. Оберіть відповідне ім’я для свого сайту та контактну адресу електронної пошти – вони з вами надовго, і щось легковажне стане неприйнятним, коли ви вже здобудете певний авторитет. Варіанти дизайну веб-сайтів є у вільному доступі, або ви можете зробити замовлення веб-дизайнеру чи розробити власний дизайн, якщо володієте відповідними навичками. Подбайте про те, щоб сайт відображав усе розмаїття вашої роботи (тут має бути портфоліо, нові роботи, особисті  роботи). Домашня сторінка сайту має містити посилання на ваші роботи, ваші контактні дані, ваш блог, якщо ви його ведете, і на ілюстрації, які ви виконали на замовлення.

Щоб клієнти зверталися до вас знову і знову, важливо оновлювати сайт, навіть якщо ви ведете блог на додачу. Якщо останнє зображення завантажено на сайт рік тому, такий сайт може здатися застарілим і буде свідчити про ваш брак організованості; вдруге на цей сайт не схочеться зайти. Точна контактна інформація також обов’язкова, тож переконайтеся, що на сайті вказано адресу саме тієї електронної пошти, на яку ви регулярно заходите. Проґавили запит – втратили замовлення.

Додайте кнопки-посилання на ваші соціальні мережі й вибудуйте мережу перенаправлень із інших веб-сайтів. Намагайтеся отримати якомога більше зворотних посилань на свій веб-сайт.

Ефективність веб-сайту залежить від його чіткості, легкості навігації та швидкості завантаження. Якщо відвідувачам доводиться стежити за рахунком лічильника до 100 щоразу, коли вони намагаються переглянути зображення, після кількох переглядів їхнє терпіння може вичерпатися. Пам’ятайте, що файли для перегляду в Інтернеті мають бути лише в розмірі 72 dpi і збережені у форматі для перегляду онлайн, – так вони відкриватимуться миттєво, і їх буде непросто вкрасти для неавторизованого друку.

Деніел Ґрей, ілюстрація для секції подорожей Boston Globe до статті про довгі черги в аеропорту, пов’язані з питаннями безпеки, і способи підготуватися до такого

Що, кому, чому: Nobilitet про премію миру та економіку на головній нагороді світу

10 грудня відбулося урочисте вручення Нобелівської премії за відкриття і досягнення 2018 року. Тим часом Platfor.ma побувала на науковій конференції Nobilitet, на якій експерти розтлумачували, кого і за що нагороджують. З усіх виступів ми переказуємо два, які здалися нам найбільш важливими та актуальними: про вплив на економіку клімату та технологічних інновацій, а також про сексуальне насильство як зброю у воєнних конфліктах.

Цього року премію отримали американські економісти Вільям Нордхаус і Пол Ромер. Їхні дослідження стосуються взаємовпливу інновацій та клімату, а також накопичення знань для поліпшення економічного зростання.

Вільям Нордхаус – професор Єльського університету, доволі знаменитий тим, що був співавтором Пола Самуельсона, по чиїм книгам вивчали та досі вивчають економіку. А Пол Ромен є професором бізнес-школи при Нью-йоркському університеті й вже дуже давно перебував у шорт-листі Нобелівської премії, як, власне, і Нордхаус.

Чому Україні має бути особливо цікава цьогорічна Нобелівська премія з економіки? Тому що цього разу мова йде про зв’язок економічного зростання з різними факторами. Пояснення знайшлися в моделі Ромера і його співавторів – вони взагалі-то кардинально змінили економічну науку і ставлення до поняття «інновації». А Нордхаус займався вивченням взаємовпливу технологічного прогресу, промислового виробництва, викидів в атмосферу СО2 і змін клімату. Відштовхувалися роботи дослідників від моделі Роберта Солоу, який отримав свого Нобеля в 1987 році – він пояснював економічне зростання через розвиток технологій.

Швидше за все наша мрія жити де-небудь у моря може легко втілитися завдяки всесвітньому потеплінню й підвищенню температури приблизно на три з половиною градуси. Вже порівняно скоро Чорне море буде плескатися десь ближче до Умані. Ще трохи – і пальми, що ростуть десь в Боярці, будуть звичайним явищем.

Динаміка збитків, яка пов’язана зі світовими катастрофами: пожежами, землетрусами, повенями – моторошна. Всього за 13 років: $1,7 трлн збитків від катастроф; 2,9 млрд людей, яких так чи інакше торкнулися світові катастрофи; 1,2 млн загиблих. І ця динаміка росте! Саме тому науковці почали шукати залежність катастроф від різних факторів – і знайшли її дуже чітко між кількістю викидів СО2 і підвищенням середньої річної температури у світі. За розрахунками Вільяма Нордхауса, якщо вона підвищиться ще на 3,5 градуса, то ми побачимо зменшення території Індії в півтора раза, істотне затоплення Китаю і Кореї, північна Європа значно зменшиться, а Венеції взагалі не буде. А Крим стане островом.

Вчені задумалися, як людство може перешкодити такому розвитку подій. Поворотним важелем якраз тут стала робота Нордхауса, який прорахував, як економіка може вплинути на стримування змін клімату. Він показав, що єдиний спосіб – це введення податку на викиди СО2. При чому ці податки повинні генеруватися стосовно держав, які мають їх виплачувати одна одній. Це повинно було простимулювати уряд провадити політику, яка буде контролювати викиди.

Нордхаус порахував оптимальний податок в приблизно $50 за тонну викидів, що зараз і закладено в форму Паризької угоди. Це дозволить стримати зростання температури до 3,5 градусів у 2100 році.

При цьому існують країни, які повністю позбулися викидів – Коста-Ріка майже на 100% перейшла на поновлювані джерела енергії, а в Норвегії вітряна енергія вже дешевша за атомну й велика частина транспорту – це електромобілі. Багато компаній зараз кинулися на будівництво міст майбутнього, які засновані на відновлюваній енергетиці.

Вплив інновацій на економіку ще цікавіший для України, тому що драйвером розвитку країни є збільшення економіки. Але шляхом чого це зробити? Сподіватися, що у нас буде більше посівних площ складно, тому що і так практично все зайнято. Витягати ж щось з нашої металургії або хімії практично неможливо.

Факт чи фейк: як відрізнити правду від брехні у скаженому потоці новин

АвторАнна Ляшенко
11 Грудня 2018

Чи правда, що станція метро «Арсенальна» – найглибша у світі? Чи казав Порошенко, що молитва впливає на реформи в Україні? 53% українців вважають, що можуть відрізнити правду від фейку. А чи зможете ви? Студія онлайн-освіти EdEra та аналітична платформа VOXUkraine розробили онлайн-курс «Фактчек: Довіряй-перевіряй», а керівниця відділу інновацій в EdEra Анна Ляшенко спеціально для Platfor.ma раз і назавжди роз’яснює, як відрізнити правду від брехні.

Чи справді фейки – скрізь?

Що поширюється швидше: правда чи брехня? У 2018 році журнал Science опублікував дослідження щодо поширення правдивої та неправдивої інформації. Йшлося про 126 тис. історій, які понад 4,5 млн разів публікувалися у Твіттері за 2006-2017 роки.  Виявилося, що неправдива інформація поширювалася швидше, ніж правдива. Чим оригінальнішою та емоційнішою була новина, тим охочіше ділилися нею користувачі.

Відрізнялися навіть спектри емоцій. Неправдиві та популярні новини зазвичай викликали здивування, страх та огиду. Правдиві та менш популярні – очікування, радість, довіру або смуток.

Фейки існують споконвіків. Але особливу увагу дослідників вони привернули у 2016 році під час виборів президента США. Згідно з дослідженням, під час цієї виборчої кампанії кожен четвертий американець заходив на сайти із фейковими новинами, а спростування неправдивих новин майже ніколи не досягали своєї мети.

Тоді американські фейкові новини досягли тисяч американських виборців. А отже, потенційно вплинули на їхню точку зору та на результати виборів загалом. Тобто фейки можуть завдавати шкоди, якщо їхня мета – маніпулювати думкою людей.

В тому ж 2016 Оксфордський словник англійської мови проголосив слово «пост-правда» (post-truth) словом року. Адже тоді в пресі часто йшлося про політику пост-правди, яка звертається до емоцій та особистих переконань, а не до об’єктивних фактів. Фейки та ігнорування об’єктивних фактів – це частина політики пост-правди.

Водночас фейки бувають невинними. Наприклад, UAReview в Україні – це гумористичний ресурс, який навмисне публікує фейкові новини. Але їхня мета – гумор, а не вплив на думку аудиторії.

Як боротися з фейками?

Чим більше з’являється неправдивої інформації, тим популярнішими стають ресурси із фактчекінгу. Наприклад, ще в 2003 році в США виник FactCheck.org. Місія цього сайту – моніторинг публічних заяв політиків і викриття брехні. На сайті є не лише статті. Тут можна поставити запитання, почитати про найпопулярніші онлайн-міфи (з посиланнями на джерела) та ознайомитися з неправдивими ідеями політичних курсів американських партій.

Є в США і фактчекінг-сайти, які спростовують міфи про американську культуру – наприклад, snopes.com та TruthOrFiction.com.

Європейські журналісти та активісти також розробляють ресурси для боротьби проти фейкових новин. Наприклад, BBC створив ресурс BBC Reality Check. Наразі там публікують матеріали, які викривають неправдиві новини. Сайт регулярно оновлюється, а матеріали не лише спростовують фейки, а й пояснюють різні аспекти політики. Зокрема – нюанси Брекзиту.

Французькі ЗМІ навіть розробили інструмент для перевірки фактів. Так у базі сайтів Les Décodeurs можна перевірити надійність джерела – чи часто сайт поширює недостовірну інформацію. На жаль, верифікація працює тільки французькою мовою.

Ресурси з перевірки інформації існують у багатьох країнах. З їхнім переліком можна ознайомитися за посиланням.

В Україні теж існують ініціативи з фактчекінгу. Серед них – StopFake.org, заснований 2014 року. Сайт функціонує 13 мовами та пропонує не лише статті, а й відео та подкасти. Нещодавно проект опублікував звіт за 2014-2017 роки, протягом яких було проаналізовано і спростовано 919 неправдивих повідомлень. При цьому 85 зі 178 джерел поширення фейкових новин про Україну – російські ЗМІ. А VoxCheck – фактчек-проект VoxUkraine – перевіряє твердження українських політиків та публікує їх з поміткою «правда», «неправда» або «маніпуляція».

Фарс и Энгельс: как я выслала идеолога коммунизма в Англию и почему нам не нужна такая декоммунизация

АвторКатя Тейлор
10 Грудня 2018

В Украине все не очень просто с памятниками. Годами на наших землях скульптура служила целям прославления политических лидеров и значимых для государства людей. Сейчас идет  процесс декоммунизации, когда многие из этих монументов уничтожаются. Арт-менеджерка Катя Тейлор рассказывает свежую историю о том, как Энгельс оказался не нужен в Украине, но пригодился в Англии – и делает из этого ряд выводов.

Скульптура, как и все визуальное искусство, долгое время было на службе либо у церкви, либо у знати. Если говорить про Украину, то преимущественно у церкви. Именно из религии родом, например, выдающийся скульптор Пинзель – авангардный по форме, но глубоко традиционный по сути.

Уже ХХ веке с приходом коммунизма произошло еще одно слияние скульптуры и памятника. Точнее, памятник целиком поглотил скульптуру. И получилось так, что украинские города заполнились новыми истуканами, которым должен поклоняться народ.

Конечно, памятники государственным деятелям существуют везде. Просто в странах без коммунистического прошлого в процентном соотношении их не 100, а, скажем, 20. И они стоят в историческом центре городов, там, где им и место. Но не на каждой площади и не в каждом сквере.

Тем не менее, всех этих забронзовевших политических лидеров нельзя просто вычеркнуть из истории. Просто потому что уничтожение чего-либо не уничтожает болезненное воспоминание. С коллективной памятью нужно не бороться, а переосмыслять.

Пожалуй, хорошим примером будет недавняя история про памятник Энгельсу. В Манчестере ежегодно проходит международный кинофестиваль. В рамках этого форума британский художник и номинант на престижнейшую Turner Prize Фил Коллинз решил, что в городе должен стоять памятник Энгельсу. Просто потому что последний много времени прожил в Манчестере и оставил там немалый след.

Энгельса искали по всему СНГ. Нашли в Украине. По документам памятник, разумеется, давно списали, но до демонтажа как-то не доходили руки. Декоммунизация – это, конечно, хорошо, но если денег на это не дают, то пусть стоит. Вот так и возвышался Энгельс посреди центральной площади небольшого украинского села, горделиво скрестив руки и свысока смотрел на жителей. Жители взаимностью не отвечали – на Энгельса им было плевать.

Фил Колинз был намерен дать ему вторую жизнь. И тут внезапно оказалось, что памятник очень всем нужен. Что он культурное достояние и нужно пройти тысячу процедур, чтобы его вывезти. В общем, бюрократия пустилась в цыганский пляс. А Коллинз все не мог понять – как это так, что вчера это было никому не нужно, а сегодня уже чуть ли не на место Ленина на бульваре Шевченко его грозятся умостить.

В итоге стало понятно, что с иностранца особо взять нечего. Все нужные разрешения ему выдали и он,вместе с Энгельсом благополучно уехал в Манчестер. И сегодня стоит Энгельс в центре города, на красивой площади, радует британцев. Надо сказать, они на него смотрят совсем иначе. С точки зрения истории и его вклада в развитие города. Да и просто они привыкли иначе смотреть на культурное наследие и культурное бытие – критически.

Это, может быть, единственное и самое главное, чего требует от зрителя искусство. Мыслить критически. Не поклоняться, не осуждать, не боготворить и не ненавидеть. А просто осмыслять искусство и культуру как другую реальность. В которой то, что перед тобой, находится изначально за рамками обыденного, а значит, ты пришел учиться и воспринимать, а не возмущаться, независимо от того, нравится тебе или нет.

Будет преувеличением сказать, что все британцы или французы такие интеллектуалы. Несомненно, есть множество людей, которые, как и многие украинцы, не хотят воспринимать искусство. Но я именно о советской традиции, которая даже из самых светлых голов попыталась выбить критическую мысль.

По моему личному мнению, декоммунизация, сконцентрированная только на уничтожении и блокировании любых воспоминаний – не самый лучший способ бороться с наследием и коллективной памятью. Все это нужно изучать, документировать, рефлексировать и переосмыслять. А потом использовать. Вы не ослышались. Строить на этом туристические маршруты и признать, наконец, что это часть нашей истории, болезненная, трагическая, но часть. Открыть музей диссидентства, музей ГУЛАГа, музей пропаганды. И так далее. Если вы посмотрите на опыт Будапешта с их Музеем террора, то поймете, что это единственно верный путь. Потому что с травмой нужно работать, а не забивать ее на дно подсознания.

Мне кажется, что проблема совсем не в памятниках, которые стоят, и не в пьедесталах, которые от них остались. Мы все еще очень боимся непонятного, а значит абстрактного, свободного, того, что может понравиться далеко не всем. Но мировой опыт показывает, что скульптура или другое публичное искусство может не только менять облик места, но придавать ему новые смыслы.

Фонтан Крауна, Жаум Пленса © wikipedia.org
Ангел севера, Энтони Гормли © wikipedia.org